Причины сквернословия:

1. Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста).

2. Повторение, как подражание часто слышимых ругательств из-за их заразительной силы. Слово обладает энергетикой -и дети часто даже не понимая смысла слова, именно по энергетике слова определяют его суть. Это способ выразить свое отношение (дошкольники и младшие школьники).

3. Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст) – как правило так же подражание более старшим ребятам или взрослым людям.

4. Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростки).

Если сквернословит маленький ребенок:

- Объясните, что эти слова неприличны и оскорбительны для тех, кто их слышит. Уделите больше внимания морально-этическому воспитанию. Демонстрируйте свои слова на образных примерах – показывайте разницу между чистым и грязным, красивым и уродливым, светлым и темным. И старайтесь дать ребенку время прочувствовать эту разницу, чтобы он зафиксировался сознательно и бессознательно на светлой и красивой стороне жизни. Тогда при произнесении некрасивых слов ребенок будет сам испытывать дискомфорт и его проще будет переориентировать и остановить.

- Скажите, что некоторые люди настолько несдержанны и невоспитанны, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека,  и часто именно по этой причине получают подобную же ответную реакцию или негатив, который не так уж нематериален, как принято считать.

- Не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания – иначе ребенок быстро поймет, что именно ЭТО может гарантированно привлечь ваше внимание, и будет активно пользоваться скверными словами именно для привлечения внимания. Именно по этой причине, если ребенок получает достаточно внимания, он намного реже обращается к негативным способам его привлечения.

- Заметьте, что в вашей семьей не принято употреблять такие слова, (и убедитесь сами, что это действительно так).

- Предложите выразить свои чувства другими словами – от междометий (ой!) до смешных ругательств (морковка ты этакая!).

Если сквернословит подросток:

- Объясните, что ругань является частью нашего языка, но не надо навязывать её тем, чей слух она оскорбляет

- Скажите подростку, что вы знаете о существовании бранных слов, но они вам не нравятся.

- Покажите на примере, что к ругани прибегают слабые и малокультурные люди, не умеющие себя контролировать или не понимающие, что есть другой способ выражения недовольства. Покажите, какой пример выше. Прекрасной иллюстрацией я считаю советский фильм “Джентельмены Удачи”. Но смотреть его лучше вместе с ребенком, чтобы иметь возможность прокомментировать те моменты, на которые вам бы хотелось обратить внимание ребенка.

Бесполезно:

· Ругать или запрещать;

· Бить по губам или заставлять мыть рот с мылом

Полезно:

· Следить за собственной речью: если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;

· Научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями более конструктивным способом;

· Научить ребенка как реагировать на чужую грубость или агрессию – устраняться, не принимать это лично, а понимать, что это суть выражение человеком себя, объяснять, что вежливость в ответ на грубость часто больше обезоруживает человека. Почитайте сами что-нибудь на эту тему (например Литвака “Психологическое айкидо”) и передайте ребенку некоторые пригодные для его понимания способы защиты от грубости.