Комментарий подросткового психолога. Вопрос: Мой сын стал воровать деньги! и я не могу с ним по этому поводу ни чего поделать! на мой вопрос почему ты это делаешь? он мне ответил что мой мозг мной управляет! После ответа я долго прибывала в шоке! даже я в свои 30 лет такого ответа не дала такого ответа, а ему только 9 лет! как быть в такой ситуации я уже не знаю. подскажите пожалуйста! заранее благодарю!

Ответ подросткового психолога: Не в качестве утешения, но как факт – это явление довольно частое. Причины обычно могут быть самые разные, но чаще всего сводятся к нескольким стандартным.  В любом случае -это сигнал, что у вас с ребенком недопонимание и вам желательно разобраться с этим вопросом в преддверии подросткового периода.Причинами могут быть как сознательное или безсознательное привлечение внимания (при его нехватке), размытые морально -этические представления (недостатки воспитания), инфантильность и природная склонность 9что очень редко бывает).

То, что вас шокировало его объяснение, то же косвенное подтверждение того, что вы плохо знаете своего ребенка. В настоящее время ментальный, информационный разрыв между поколениями стал очень большим, и родители часто плохо понимают – откуда у детей те или иные выражения, желания и стремления. Это говорит о том, что родители мало вникают во внутреннюю жизнь ребенка  – не знают его реальные интересы, реальные ценности на данный момент, его стремления и суть его дружеских отношений, а довольствуются внешним наблюдением – с кем и как общается. А вы знаете- о чем говорят между собой ваш ребенок и его друзья? Насколько устойчив ваш ребенок к провокациям?

Не зная деталей вашей ситуации невозможно сделать объективных выводов, но я предполагаю что это просто манипуляция, и опасность в том, что если мальчику удалось вас шокировать один раз, он будет прибегать к этому фокусу и впредь.

Когда воровство случается впервые – естественно нужно поговорить с ребенком об этом. Удержитесь от обвинительных и унижающих реплик. Дайте ребенку возможность сохранить лицо. Сдержанно и ясно покажите свое отношение к случившемуся, обсудите на что ребенок потратил деньги, объясните развернуто, почему это порицается обществом (объяснений “это плохо и неприлично” совсем недостаточно), и выразите уверенность, что это случайность и больше ребенок такого не повторит.

Уделите особенное внимание развитию в ребенке таких понятий как достоинство и этика поведения. Воздержитесь от длительной лекции. Когда ребенок слышит часовые воспитательные тирады – ему трудно уловить смысл, его утомляет многословность и повелительные интонации, – это неэффективно. Поэтому объяснения всегда желательно подкреплять примерами, но не сравнительными, наподобии: “А вот соседский Ванечка такой молодец, никогда такого не сделает”, а конструктивными и образными. И желательно разбивать подобные воспитательные моменты на мелкие части, и исподволь показывать ребенку примеры, ища их в окружающей жизни, литературе и кино. В таком виде ребенку легче усвоить социальные нормы. И конечно, важным условием должен быть собственный пример родителей.

Если же воровство стало повторяться – рекомендую завести сейф и убирать ценности в него, так же необходимо проконсультироваться с психологом, чтобы выяснить причины воровства и найти пути решения проблемы.

С уважением, Ферцер Гюзель, детско-подростковый психолог. Консультации по Скайпу и очно.