Консультация детского психолога. Вопрос: Здравствуйте!
Моей дочери 10 лет, был развод, когда ей было 3 года, затем я жила с мужчиной в гражданском браке, то через 2 года он ушел, для нас обеих это был определенный кризис. Еще через год я вышла замуж за другого, он удочерил ребенка. Мы духовная семья, занимаемся практикой йоги, в нашем доме не смотрят ТВ, ребенок смотрит только детские каналы и видео, не бывает ссор, жестких наказаний, все через любовь и объяснения. К мужу относится как к родному отцу. Последнее время ситуация сложилась так, что мы с работы приходим в 18, а ребенок после школы – в 14. Мы разрешаем ей гулять, ходить к подругам и водить их к себе,но при условии, что до нашего прихода она сделает хотя бы часть уроков, а вечером уберет комнату. А дальше начинается день сурка. Приходишь с работы, дома подружка, в комнате полный бардак, уроки не сделаны. Пока ужин, уже почти 9 вечера, уроки делаем до 10.30, ребенок ложится спать после 23 потому что его нужно постоянно “пинать” – иди чисти зубы, собери портфель, ложись в кровать. Сама она сделать этого не может, застревает по дороге к любой игрушки. Договариваемся, что на следующий день никаких подруг, она приходит и убирает бардак в комнате. Она звонит после уроков – можно ко мне зайдет подружка? Я отвечаю нет. Но папа, придя раньше, обнаруживает подругу, спрятанную в ванной, не сделанные уроки и опять же бардак. И так каждый день. На вопросы и попытки поругать она отвечает одно – я не знаю почему так происходит, я вам ничего не обещала. Хочу себя убить, не понимаю какой смысл в этой жизни – меня постоянно ругают. Эта фраза “хочу себя убить” звучит очень часто. Поверьте, мы очень мягко с ней, всегда пытаемся найти компромисс, разговариваем, но она очень упряма – абсолютно во всем проявляет свою волю. Я понимаю, что мы мало уделяем ей времени, бывает она целые дни дома одна, потому что у нас дела, а она не любит ездить с нами по магазинам, на занятия по йоге не ходит. Бабушек нет родных.
Ситуация осложняется тем, что у нас программа обучения, мы должны каждый день хоть немного заниматься практикой, медитацией, какая медитация в 12 ночи, если целый вечер – это борьба и разгребание всего, что она сама не сделала. Мы даже не можем завести собственного ребенка, потому что вымотаны оба этим, нет желания.
Спасибо заранее за ответ.

Ответ детского психолога: Здравствуйте. Не зная деталей вашей ситуации -лишь исходя из общего впечатления вашего изложения. Ориентация на духовные практики -это прекрасно. Это вектор вашего стремления. В вашей ситуации -как и во множестве современных сегодня -вопрос приорететов. Мое мнение таково – дети – это такая обязательно-принудительная духовная практика для каждого родителя. Хочешь или нет – это и шанс и единственно возможной метод воспитания. Я не имею ввиду здесь тех редких родителей, которые наделены даром быть мудрыми и любящими воспитателями от природы. Поэтому у вас есть выбор – совершенствоваться духовно отдельно от ребенка используя различные методики. Или сменить методику на насущную для вас троих и вашего совместного будущего – воспитания своего первого ребенка, призванного научить вас и научиться самому жить. Причем, это и условие для благополучного появления второго ребенка. И не просто появления -а желанного для всех сторон прихода,  с наделением вас, как родителей, необходимой для этого энергией. Ведь вы, как духовные практики понимаете -что вся энергия имеет либо нервный, либо духовный характер. Качество второго, конечно, неизменно выше. Как бы вы не отрицали – ребенок,  с его ценностями или антиценностями -  правдивое зеркало ценностей родителей. “Мы духовная семья, занимаемся практикой йоги, в нашем доме не смотрят ТВ, ребенок смотрит только детские каналы и видео, не бывает ссор, жестких наказаний, все через любовь и объяснения.” – это правда, прекрасно. Но. Духовный уровень ребенка (и это мое субъективное мнение, подкрепленное определенной практикой) -зависит от многих факторов. Это и уровень развития родителей К МОМЕНТУ ЗАЧАТИЯ ЭТОГО РЕБЕНКА, и их состояние в этот момент и еще сумма некоторых факторов. В любом случае – задача родителей – дать ребенку ценностные ориентиры, помимо обязательной любви и благополучной атмосферы,  приспособить его к успешному прохождению земного пути.

Знаете ли вы чем живет ваш ребенок? Проверка: 1) почему она так нуждается в подругах? 2) чем они заняты и о чем говорят? 3)уверена ли она в своей нужности вам и миру? 4)имеет ли представление об элементарной ответственности? 5) имеет ли она в свои 10 лет пусть упрощенные, но все же представления о мироздании и своем месте в нем? 6) Часто ли вы играете с дочкой? 7) “Ситуация осложняется тем, что у нас программа обучения, мы должны каждый день хоть немного заниматься практикой” – кому вы должны?

И еще. Просто с вас, как с продвинутых духовных практиков спрос выше – откуда такая непоследовательность? Или полная свобода, и тогда без “пинков” вечером, – или держите руку на пульсе, занимайте ее свободное время не только полезным, но и интересным Ей, раз вы так заняты собой. Иначе получается, что вы требуете от ребенка больше того, на что способны сами. Ребенок – на 80% продукт семьи. Извините, если я была немного резка, и если вы не согласны, или напротив, желаете более подробного анализа-приглашаю вас обсудить ситуацию в другом формате. С уважением, Ферцер Гюзель, http://www.childrenhelp.ru