Предлагаю вниманию родителей некоторые виды занятий с детьми разного возраста. Все эти занятия, конечно же, должны проходить в форме игр. Не нужно давать задания, настаивать на определенных темах, торопить.

Позвольте ребенку выбирать и развивать тему самому, помогая, только когда просит, тогда ваш ребенок получит максимум пользы от таких занятий. Развивающие игры, такие как лепка из теста, глины, игра с водой и песком, с различными крупами, рисование и многие другие технические приемы, основывающиеся на  различных видах искусства развивают воображение и творческие задатки детей, расслабляют и  занимают одновременно.  Предлагайте вашему ребенку выбор, и он обязательно выберет именно то, что будет полезно для его развития и коррекции возможных проблем. Многие из этих занятий, безусловно, сопряжены с некоторым беспорядком, но для маленького ребенка пользы они принесут неизмеримо больше, а более взрослого ребенка радость, получаемая от таких игр, будет мотивировать  принимать участие в уборке после окончания игры, что является редкой возможностью принимать правила дисциплинарного порядка добровольно, без нажима взрослых.

Для малышей от 6 месяцев до 1.5-2 лет
Поскольку в младенческом возрасте проекция кисти руки на соответствующую речевую область головного мозга очень велика, и эта область мозга непосредственно соседствует с речевым центром в головном мозге (см. статьи «Особенности строения и развития головного мозга» и «Помогаем ребенку учиться говорить»), то переоценить значение развития мелкой моторики у маленьких детей очень трудно. Какие игры нам в этом помогают? Покупные или самодельные коврики с наклеенными, пришитыми и прикрепленными  другими способами предметы и материалы, обладающие разной текстурой. То есть — это могут быть шершавые материалы, даже  слабоабразивные поверхности (конечно, таких не должно быть много), мелкие и крупные шарики (подойдут многие виды круп-гречка, рис, горох, фасоль, чечевица, фигурные макаронные изделия), как наклеенные, так и зашитые как бы «в мешочек», чтобы была возможность легко их прощупать, пришитые пуговицы разного размера и фактуры, кусочки меха, ленточки, шнурочки, что-то шелестящее. Задача в том, чтобы ребенок, перебирая различные фактуры, получал каждый раз различные ощущения, учился к ним прислушиваться, а так же, заинтересовываясь обилием и различием текстур, получал импульс любопытства всю эту красоту пощупать, что в свою очередь развивает моторику.

Очень хорошо для этого же возраста давать детям возможность играть крупами -пересыпать, рыться ручками в них. Задача и эффект такие же, как в вышеприведенном примере, но это уже будет интересно и для детишек 9мес.-2 лет. Все это, конечно, имеет обыкновение рассыпаться и трудно собираться. Но оно стоит того.  Можно поместить ребенка в коробку, большой купальный таз или что-то другое – главное чтоб ребенок туда с легкостью помещался и играл крупами в нем. Можно заранее стелить большое покрывало, которое потом удобно стряхивать. Сложнее решить такую проблему, когда ребенок тянет все это в рот. Возможно, сначала он и захочет что-то попробовать, можно попытаться дать ему возможность, удовлетворить этот интерес, внимательно наблюдая, чтоб это было немного. Если терпеливо останавливать ребенка от таких попыток, вполне возможно он перестанет тянуть крупу в рот и можно будет какое-то время заниматься. Нельзя, конечно, оставлять его наедине с этим богатством, это опасно.
Справочно: если случилось так, что маленький ребенок набил себе рот чем-то сыпучим (чаще всего это случается в песочнице) или глубоко подавился, не стоит тратить время «выковыривая» это изо рта. Правильные действия – хватать его за ноги, и осторожно перевернув «вверх тормашками» аккуратно и энергично потрясти, пока все лишнее не высыплется изо рта. Прием проверенный и эффективный.

Просмотр картинок
Нужно создать набор картинок, как в примере ниже для более старшего возраста, но тематика и размер будут несколько другими. Темы: цветочки, природа: горы, облака, солнце и луна, времена года, животные и насекомые, игрушки, играющие дети, машины, предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда и прочее). Наклеить это на картонные карточки и показывать ребенку, рассказывая сначала ему о предмете на картинке, а потом уже и сам ребенок будет узнавать, и рассказывать вам. Поощряйте его обязательно одобрением. Желательно чтобы это были качественные фотографии или постеры с известных картин – художественный вкус тоже подлежит развитию и воспитанию. Так же богатый набор картинок будет способствовать формированию общих понятий (например – стул, стол, диван – это мебель) у начавшего говорить ребенка.

Мультфильмы
Стоит ли показывать детям мультфильмы рано? Это тема спорная. К тому же не все дети в раннем возрасте способны воспринимать мультфильм и не всем это интересно на данном этапе – имеется ввиду  возраст 1,5-2 года. Лично я считаю, что можно и нужно, в умеренном количестве, конечно. Так же и в более позднем возрасте, с 2х лет и выше.  Главное — соблюдать критерии отбора мультиков. Что здесь важно? Главное, чтобы было наличие цельного, законченного сюжета. Второе — наличие идеи, обязательно доброй и светлой, тогда мультик отвечает и воспитательным и развивательным целям. Этим требованиям полностью отвечают наши «советские» мультфильмы. Для малышей советскими мультипликаторами был создан целый ряд мультфильмов. Это мультфильмы с простым сюжетом, понятными героями, с не очень быстрым темпом мультика. Так же малыши очень любят музыкальные мультфильмы. Но с ребенком (от 2х до 5 лет) нужно просмотреть мультик вместе хотя бы один раз, проговаривая, разъясняя сюжет, поскольку собственную смысловую линию маленький ребенок еще не может самостоятельно гармонично выстроить. Разъясняя малышу сюжет, намерения и переживания героев вы будете учить его правильно прочитывать основной замысел и правильно понимать эмоции героев. Для детей достаточно часто трудность представляет правильное понимание чужих эмоций и истинного смысла ситуации. Поэтому совместное чтение и просмотр мультфильмов с подобными разъяснениями развивают в ребенке речевые навыки, логическое мышление и учат правильному прочтению чужих и собственных эмоциональных реакций. И еще, условием формирования гармоничной личности и сбалансированной психики должно стать формирования целостного сознания, а мультфильмы типа «Том и Джерри» формируют дробное, фрагментарное мышление, поскольку в нем отсутствует сюжет как таковой, и сцены сменяются с молниеносной быстротой, что вредно для детской психики. Не говоря уже о мультфильмах с негативным смыслом, обилием монстров и отрицательных героев. Такие мультфильмы деструктивно влияют на психику, отпечатывая в сознании и душе ребенка негативные образы и внушая страхи. Не зря любая национальная культура создавала свои сказки, которые сохранились веками в неизменном виде, на которых выросли поколения. Возможно, народные сказки содержат некий код, который, являясь универсальным, записывается на глубинном уровне сознания и в дальнейшем является базой для построения поведенческих, эмоциональных и психических реакций человека. Посмотрите на сказки — они лаконичны, понятны детям, имеют философский смысл, состоящий из нескольких уровней понимания и, как правило, дают пример высокой этики поведения в сложных обстоятельствах.

Лепка из теста.
Готовится тесто для лепки так: 4 чашки муки, 2 столовые ложки масла, 2 чайные ложки соли, 1 чашка воды, 1 столовая ложка пищевой краски  по выбору. Перемешайте соль и муку. Смешайте с водой масло и краситель в отдельной посуде. Медленно добавляйте жидкость к смеси, пока не получите массу желаемой консистенции. Ее сохраняют в течение какого-то времени в воздухонепроницаемом пакете. Этот материал обеспечивает разнообразные ощущения при прикосновении, но не заменяет глину. Сделанные из него фигурки затвердевают, и потом их можно раскрашивать. Забавляясь с тестом, разливая его по формочкам, используя все виды инструментов и оборудование для выпечки, дети получают приятные сенсорные ощущения.

Песок.
Песок — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Песок и вода позволяют продемонстрировать фантазию. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях, благодаря нему возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. Дома можно создать миниатюрную песочницу — оптимальный размер 60х70х5 см. Это может быть пластиковый контейнер, желательно голубого цвета, потому что игры могут быть совершенно разнообразными, в зависимости от возраста ребенка. Голубой хорошо использовать при построении «ландшафтов» – создании гор и озер с голубой (благодаря голубому дну контейнера) водой. Можно закапывать что-нибудь и заливать водой. Когда песок сухой, он очень приятен на ощупь. Можно провести множество тактильных опытов, постепенно увлажняя его. Влажный песок легко формировать. Это занятие отлично подходит для гиперактивных (гипердинамичных) и гиподинамичных детей, поскольку  позволяет одновременно снимать излишнее напряжение и помогает тренировать процесс удержания внимания.

Вода.
Есть что-то очень успокаивающее в воде. Большинству из нас знаком расслабляющий эффект ванны. Такое же влияние оказывает вода на детей. Большинство из них стремится к воде в бессознательном  стремлении к равновесию и необходимо обязательно давать им такую возможность, тем более что специально ничего устраивать не обязательно. Ванна, таз с водой доступны практически всем. Хорошо бы иметь пластиковые предметы для наливания воды, неплохо бы и специальные игрушки, типа водяных мельниц. Опять же хочу отметить, что это отличное занятие для гиперактивных детей, а также детей невротичных и неуравновешенных, дающее им прекрасную возможность  расслабляться. Не нужно ограничивать пребывание таких детей в ванной.

Глина.
Из всех материалов, которые я использую, работая с детьми, глина, несомненно, мой самый любимый материал. Думаю, материал этот живой и обладает какой-то таинственной энергией. Скептики могут возражать, но личный опыт показывает, что дети тоже бывают в восторге от этого материала, тем более он интересен им в наше время технического прогресса, дающего обилие синтетических игрушек, пластмасс и пластика. Глина дает приятные ощущения и позволяет снять излишнее мышечное напряжение. Это замечательный материал, потому что он  имеет разнообразную форму, обладает мягкостью, гибкостью. Детей очень впечатляет способность глины с неизменностью возвращать пластичное состояние — гибкая глина, засушенная, смоченная водой, она снова становится приятным материалом.  Дети, которые испытывают чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Для использования глины не существует строгих специальных правил, крайне сложно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины. Некоторых отпугивает грязь, сопровождающая работу с глиной. На самом же деле, это один из самых чистых материалов, используемых для творчества. Высохнув, она превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук и одежды, не оставляет пятен. Вам понадобится: поднос, влажная тряпка, салфетки и вода, резиновая колотушка, резак, можно достать картофельную толкушку. Можно поискать и другие интересные предметы. Очень важно дать ребенку возможность экспериментировать глиной и водой, поскольку этот процесс дает совершенно особенные ощущения. Попробуйте сами.

Рисование красками
Дети получают большое удовольствие, когда пишут красками. Живопись обладает специфической терапевтической ценностью. Подобно тому, как растекается краска, ведут себя и эмоции. Оттенки, цвет и  жидкая консистенция красок соответствует состоянию чувств. Чтобы ребенок мог использовать эти возможности красок, важно чтобы краски были текучими, яркими и использовать их можно было свободно, следуя своей фантазии. Подойдут для этого свежие гуашевые краски, которые ребенок может неограниченно использовать. Как? С помощью кисточки или, что интересней и полезней пальчиками. Рисовать можно на плотном листе бумаги, я же часто предлагаю детям рисовать на большом белом блюде, в котором удобно смешивать краски, легко можно смыть старую картинку и начать рисовать новую.

Картинки
Родители могут создать для своего ребенка коллекцию картинок, соответствующую его возрасту, постепенно расширяя и обогащая ее. Это могут быть любые понравившиеся вам картинки, вырезанные из журналов, книжек, упаковочных коробочек,  почтовых открыток, фотографий, карточек с написанными на них словами типа «любовь», «ненависть», «тишина» и «шум» и прочего. Это стимулирует развитие фантазии, расширяет кругозор. Такой набор картинок, наклеенных на более плотную бумагу, знакомит  ребенка с такими общими понятиями, как живая и неживая природа, предметы домашнего обихода, всевозможные профессии, культурные и исторические феномены,    виды искусства,  эмоциональные различные состояния человека (если это картинки, демонстрирующие человеческие эмоции), и пр. Особенно удобно и полезно это занятие для детей гиподинамических и детей, склонных к уединенным играм, замкнутых и эмоционально скованных.

Садоводство
Да, да, садоводство, не улыбайтесь. Конечно в миниатюре. Все дети без исключения (младший возраст) любят помогать поливать цветы. Мы им, конечно, объясняем, что мы делаем и для чего. Современный городской человек достаточно удален от природы, к сожалению. Раньше у детей была возможность наблюдать за природой, учиться ее любить, т.к. уровень урбанизации был намного ниже, да и бабушки еще жили не в городах, а в деревнях. У современных детей эта возможность очень сузилась. Компенсируется это только прогулками на природе, поездками на природу и нашей помощью  в научении ребенка любоваться природой. Полезно для формирования представления о том, как растут и развиваются растения сажать вместе с ребенком в горшочке на окне пряные или декоративные растения. Наблюдая за ростом посаженных семян, ребенок будет радоваться их росту, понимать, насколько растения хрупкие и чувствовать, как долго происходят процессы роста.

Автор: Гюзель Ферцер