Для начала прояснить для себя, что же это за диагноз и как он проявляется в психике и поведении ребенка. Итак, из предыдущих статей или других источников вы поняли для себя, что гиперактивость, это неврологическое заболевание, которое выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности.

Теперь уже вам не придет в голову обвинять ребенка в «бестолковости», непоседливости, непонятливости и нежелании себя контролировать. Все эти недостатки автоматически вытекают из особенности его нервной системы, и именно вы должны ему помочь их преодолеть, перерасти, – не разочаровавшись в себе и других людях.

Если кратко, то можно выделить несколько основных моментов (самых важных):

1. Поскольку нервная система нашего ребенка работает с постоянным перегрузом, то ему просто необходим строгий режим. А поскольку именно такого ребенка трудно вовремя остановить и уложить спать, например, очень помогает система условных сигналов (читай – условных рефлексов) — маячков, на которые через некоторое время и вырабатывается ответ, в виде готовности ко сну. Такими маячками могут быть заведенные ритуалы, построенные на зрительных, слуховых, чувственных, тактильных ощущениях, повторяющихся из-за дня в день в одно и то же время. Например, заиграла спокойная мелодия, выключили свет – включили ночник, чашка теплого молока или кефира, любимая «ночная» игрушка.
2. Снятие излишнего возбуждения. Бестолковая активность нашего ребенка- это разрядка, которой требует излишняя электрическая активность коры головного мозга. Нужно помочь организовать ему этот сброс с пользой для здоровья и без риска для жизни. Спортивный игровой уголок дома — отлично! Нет возможности? Подойдет и минимальный домашний набор, и длительные прогулки на улице. Очень желательно играть с ним в активные игры с правилами, т.к. это есть необходимое для него движение и столь же необходимое обучение произвольной концентрации. Постарайтесь отдать его в спортивную секцию, полезно хоровое пение, плавание.
3. Далее, острота синдрома у всех детей разная, но проблемы с концентрацией внимания в той или иной степени есть у всех. Нужно приучать к занятиям обязательно начиная с совсем небольшого времени — с 5, 10 минут. На сколько их сначала хватит. Так же в одно и то же время, ритуально обставляя этот процесс. Убрав по-возможности отвлекающие факторы.

Поверьте, интерактивному ребенку в школе будет очень трудно. Его обязательно нужно готовить заранее. Помните, что его нервная система постоянно работает с перегрузкой, а при поступлении в школу она будет тройной. Итак, занимаетесь, постепенно увеличивая время, поддерживая и похваливая за малейшие успехи. Спокойно, без раздражения возвращая его блуждающее внимание к предмету. Все получится. При выборе школы отдавайте предпочтение традиционным системам и учителям, классически ориентированным, не «страдающим» излишними амбициями. Таких ваш ребенок будет раздражать. Перед поступлением в школу обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Определите «ведущий» тип восприятия у вашего ребенка. Зрительный или слуховой, есть ли определенные наклонности. Используйте вспомогательные материалы — карточки с рисунками, фотографиями или аудиозапись.

Для детей с острой формой гипердинамического синдрома (гиперактивности) подойдут не совсем традиционные занятия — не пытайтесь посадить такого ребенка за стол, сами придите на его территорию, пусть он висит на перекладине, плещется в ванной или сидит под кроватью, убедитесь, что он вас слышит и усваивает материал. Постепенно такой ребенок тоже «выровняется», но опять же, в таких случаях очень желательна помощь специалиста.

1. Детки с данным синдромом ни на минуту не останавливаются. Еще одна их проблема — они не умеют «читать» чувства других людей и свои тоже. Их надо этому учить. Не ругайте за разбитую вазу, а продемонстрируйте ребенку свои чувства, озвучите их ему, например: «Ты меня так расстроил. Эта была моя любимая ваза, она досталась мне от бабушки и с ней у меня связаны очень теплые воспоминания». Объясняйте ему чувства других людей, в контексте, конечно. И его собственные: «Ты сейчас очень устал, поэтому у тебя не получается собрать конструктор и ты злишься, и сил становится еще меньше. Попробуй остановиться на минутку и расслабиться. А попозже снова попробуешь – и все получится». Поскольку у гиперактивных детей, как правило, все в порядке с интеллектом, логические доводы на них действуют и помогают строить правильные причинно-следственные цепочки. Причем так же вести себя должны и все другие члены семьи.
2. У детей с гипердинамическим (гиперактивным) синдромом есть «плохие» и «хорошие» дни и часы. Понаблюдайте за ними и используйте правильно. Бессмысленно пытаться сделать что-нибудь в «плохое» время. Оно абсолютно непродуктивно. Когда он более собран и лучше всего себя чувствует? Утром, после обеда или вечером? Включите его тоже в отслеживание своего состояния – «Смотри, как быстро и легко у тебя сегодня все получилось! Запомни это состояние и подскажи мне, когда снова будешь ТАК себя чувствовать».
3. Поскольку на сегодня достоверно не известно о причинах данного нарушения и основные гипотезы говорят о нарушении в биохимическом балансе цнс и нарушении кровообращения головного мозга, то не стоит забывать и о витаминах, сбалансированном питании, обязательном включении в рацион ребенка фруктов, овощей и рыбы (необходим йод и фосфор) и по возможности общем массаже. Повторюсь, что плавание, как вариант – тоже отлично подойдет.