Диагноз — гиперактивность или гипердинамический синдром ставится детям где-то с 4-5 лет. А до этого возраста в их медицинский карточках можно встретить такой диагноз: энцефалопатия. Что это?

Энцефалопатия (синонимы – ПЭП, пренатальная энцефалопатия) – «сборный» диагноз. Ставится невропатологом. В буквальном смысле означает «повреждение мозга». А когда этот диагноз появляется у ребенка до года, значит, невропатолог полагает, что у ребенка имеются т е или иные нарушения в работе центральной нервной системы, скорее всего обусловленные полученной им травмой. Травма эта могла быть получена в пренатальном периоде, в перинатальном или в период раннего младенчества. Определить точно этот период удается крайне редко. Большая часть энцефалопатий самостоятельно компенсируются без всякого медицинского вмешательства. Часть требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения и к окончанию первого года жизни ребенка тоже компенсируется. У некоторой части детей легкие нарушения сохраняются, и тогда к пяти-шести годам в карточке ребенка, как правило, появляется термин — ММД.

ММД – минимальная мозговая дисфункция. Термин обозначает несколько важнейших симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга: трудности обучения в школе, трудности с контролированием собственной активности и поведения в целом. ММД принято ставить детям с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не выявляются при стандартном неврологическом обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.

Гипердинамический синдром – (синонимы – синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ), гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) – один из вариантов проявления ММД, причем наиболее часто встречающееся. У детей в основном выражен в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома ученым и клиницистам, увы, до сих пор неизвестны. В настоящее время существует ряд более или менее обоснованных предположений по этому вопросу. Ряд исследователей полагает, что в случае гипердинамического синдрома мы имеем дело только с последствиями родовой травмы. Другие считают, что наряду с возможной травмой имеются и нарушения биохимического баланса в центральной нервной системе. Существует гипотеза, что ключ к этому распространенному заболеванию лежит в нарушении кровообращения головного мозга. Истина, возможно, лежит где-то посередине.

Но родителям важно понять, что происходит с ребенком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром (или СГДВ). Попробуем объяснить.

1.По тем или иным причинам мозг ребенка (как правило новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

2.Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

3. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т.д. И на процесс восстановления (Е1), и на процесс нормального возрастного развития (Е2) нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом (или синдромом гиперактивности) работает с двойной нагрузкой (Е1+Е2).

4. При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, подготовка к годовой контрольной или тестированию в престижную гимназию) или после соматических заболеваний (Е3) у гипердинамического ребенка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением. На все вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой еще возросшей нагрузкой (Е1+Е2+Е3).

5. В нервной системе есть два основных процесса — это возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме (или синдроме гиперактивности) поражаются структуры, обеспечивающие процессы торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

6. При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14-15 годам). Процесс «восстановления хозяйства» завершен, и ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников.

Гиподинамический синдром (синонимы – гипокинетически синдром, гипокинетическое расстройство, синдром дефицита внимания)- один из вариантов проявления ММД. Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже идентифицируется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома, верно, все, что сказано выше о гиподинамическом синдроме кроме пункта 5. В отличие от гиперактивных детей, дети с гиподинамическим синдромом малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стараются спрятаться в тень. У них тоже есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности – вялость, заторможенность. У гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее поражены структуры, его обеспечивающие. До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный»

***О том, как определить наличие у вашего ребенка вышеназванных симптомов, читайте в следующей статье.