Для того, чтобы помочь ребенку справиться с ожидающими его в дальнейшем сложными задачами (новые программы подготовки детей к школе), нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у него речи. Ведь это основное условие успешного обучения, поскольку посредством речи развивается отвлеченное мышление и выражение мысли.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться с ожидающими его в дальнейшем сложными задачами (новые программы подготовки детей к школе), нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у него речи. Ведь это основное условие успешного обучения, поскольку посредством речи развивается отвлеченное мышление и выражение мысли.

Современная школьная программа предполагает, что в школу дети должны прийти с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями. И все это становится доступным только через посредство речи.

Строение человеческого мозга чрезвычайно сложное, понимание речи и способность рождать ответ происходит в разных областях мозга, и только в результате их согласованной деятельности возможна полноценная речь. Поэтому, для того, чтобы ваша помощь ребенку в овладении речью была более эффективна, полезно знать некоторые функциональные особенности этого процесса. Назовем их правилами.

Специальные наблюдения показали, что сначала ребенок начинает понимать не отдельные слова, а целые фразы. Например, во фразе «Покажи носик!» нужно различать два слова- «покажи» и «носик». Но дело в том, что ребенок конца первого-начала второго года не может этого сделать и воспринимает фразу слитно. Далее выяснилось, что и фраза воспринимается не сама по себе, а лишь как часть какого-то еще более общего воздействия на нервную систему. То есть фраза может являться частью какой-то целой картины, где важны говорящий человек, его и интонация, обстановка.

Правило 1.

Для того, чтобы ребенок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом видеть и трогать предмет. Именно иметь возможность потрогать, это очень важно. Должны совпасть слуховые, зрительные, осязательные и другие ощущения от предмета. Психологи давно заметили, что дети раньше начинают называть те предметы, с которыми они производят какие-нибудь действия. Например, слово «чашка» появляется раньше, чем слово сахарница, так как чашку ребенок держит в руках каждый день, а сахарницу ему не дают. В чашке малыш довольно быстро узнает слово «ручка» (за которую он берется), но очень долго не говорит слово «дно».

Лингвисты особо подчеркивают значение действий с тем объектом, название которого дается ребенку. Например, при формировании значения слова «молоко» нужно не только показать молоко и сказать, как оно называется, но и дать разнообразные словосочетания («выпей молока», «дай молока», налей молоко» и т.д.), сопровождая их показом соответствующих действий, которые затем повторяются ребенком. таким образом, малыш усваивает и значение отдельных слов, и значение определенного порядка их применения, привыкая к грамматическим стандартам родного языка.

Когда мы понимаем, что мышление ребенка из примитивного уровня отражения действительности в форме непосредственных ощущений вырастает до более высокого? Когда ребенок переходит от называния отдельных действий и предметов к пониманию и использованию обобщающих понятий. Когда слово обозначает только один предмет или действие по отношению к одному предмету («Покажи носик!», «Дай ручку!»), мы не можем говорить, что это настоящее полное понимание смыслового содержания слова. Для маленького ребенка есть конкретная ложка, елка, мама, но нет ложки вообще, елки вообще, и т.п. – нет общих понятий.

Правило 2.

Важно, что для развития обобщающего действия слова (превращения его в понятие) тоже важны действия с предметами, то есть важно выработать на слово большое число двигательных условных связей. Например, не просто показывать книгу: «Вот книга!», а стараться вырабатывать как можно больше условных двигательных рефлексов(«Возьми книгу!», «Дай книгу!» и т.д.)

Большинство родителей желая развивать малыша, делают это разными путями. Нередко бывает так: с ребенком много разговаривают, поют ему песенки, а когда он подрастет- без конца читают ему книжки. Как будто создаются благоприятные условия для развития речи малыша. Между тем результаты часто оказываются далеко не блестящими. Вот один из подобных случаев. Оля Р. (2 года 4 мес.)- единственный и долгожданный ребенок в семье. Днем она на попечении бабушки, которая то рассказывает ей сказки, то поет песенки, всячески развлекая девочку, а вечером мама и папа вырезают из бумаги кукол и устраивают перед ней инсценировки сказок. Оля сидит, вяло слушает и смотрит на все совершенно пассивно. Проверка показала, что девочка знает лишь названия отдельных предметов (около 150 слов вместо 400, которые ей полагалось бы знать в этом возрасте) и около 20 названий действий. Отсюда очевидно, что большая часть того, что бабушка и родители рассказывают Оле, для нее остается просто шумом- она не усваивает и не понимает многих слышимых слов.

Другую девочку этого же возраста -Зою С. – занимают играми, в которых она сама участвует: одевает и раздевает кукол, кормит, купает их и т.д. или же складывает из кубиков домики. Предметы, которые Зоя берет в руки, ей часто называют, как и производимые с этими предметами действия.

Сравнительно небольшое время, которое Зоя общается со взрослыми наполнено активной деятельностью девочки и сопровождается разговорами, которые имеют для нее смысл. Количество слов, которые Зоя понимает, достигает 450, многие имеют уже для нее обобщающее значение. У Зои вырабатывается на слова большое количество именно двигательных условных рефлексов, поэтому у нее легко идет процесс усвоения слов-названий и процесс превращения их в слова-понятия.

Порой можно наблюдать другую крайность: родители считают, что ребенок как можно раньше должен быть приучен к самостоятельности и поэтому с ним надо меньше заниматься .Например, девочку Валю (1год 6 мес.) усаживают в манеж или кроватку, кладут около нее игрушки и предоставляют ей возможность развлекаться, как она сумеет. валя берет то куклу, то попугая, постучит ими по барьеру, погрызет их — и отбросит игрушку; большую часть времени девочка сидит, глядя перед собой, двигательно она малоактивна. Конечно, это очень удобно для окружающих, но речь малыша и его психика в таких условиях развиваться не будут.

Правило 3.

Для того, чтобы малыш гулил и лепетал (что является первыми и необходимыми предпосылками для говорения) нужно чтобы он был сытым, сухим и теплым, а главное — чтобы он имел эмоциональное общение со взрослыми. на фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными и стойкими: детки «разговаривают» с разнообразными интонациями и довольно долго-10-15 минут подряд. Во время такой игры с ребенком важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя и взрослого! Предречевые реакции плохо развиваются, когда с ребенком занимаются, но он не может слышать ни себя ни взрослого. Все голосовые реакции малыша, находящегося в постоянной шумной обстановке развиваются с большим опозданием и бедны по количеству звуков.

Правило 4.

Которое доказано исследователями, известно многим, но не всегда соблюдается-ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который разговаривает с ним. То есть, если малыш не видит мамину артикуляционную мимику, то не может произвести и звуки, которые она произносит. Вот почему 2-3 минуты, полностью уделенные ребенку принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры между делом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его лица. Но артикуляционное звукоподражание (как имитация мимики) ослабевает уже к семимесячному возрасту. У годовалых и более старших детей, запущенных в педагогическом отношении, получить нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно. Но есть и другой, довольно эффективный путь, рассмотрим его в правиле 5.

Весьма существенны также осязательные и мышечные ощущения, которые ребенок получает при умывании, кормлении, купании. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, развитие у него четкой артикуляции звуков задерживается.

Правило 5.

Установлено, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. Это значит, что звукоподражание при тренировке тонких движений пальцев рук удается получить намного раньше -где-то в 7 раз быстрей, чем без подобной тренировки. Исследования Л.В.Фоминой это подтверждают. Она обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так»- и показывают, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются все вместе, или напротив, вялые (ватные) и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Тренировать тонкие движения пальцев рук можно всевозможными способами, – это и предоставление возможности малышу перебирать, исследовать мелкие предметы (например, бусы, выступающий носик у игрушки и пр.), поверхности с различными текстурами и просто самим каждый день делать малышам массаж пальчиков. В чем заключается связь движений пальцев рук и речи мы объясним в следующей статье, которая так и будет называться.

Также важно помнить, что если у вашего малыша достаточно хороший уровень развития речи, то занятия с ним следует продолжать, так как в возрасте 2-4 лет уже достигнутые успехи в развитии речи могут при обеднении среды или прекращении занятий довольно быстро регрессировать.


Автор: Гюзель Ферцер. Текст составлен на основе книги«Ребенок учится говорить» доктора медицинских наук, профессора, члена-кор.РАО М.М.Кольцовой.