Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук — поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывая движения пальцами ребенка — взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо ежедневно 2-3 минуты.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук — поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывая движения пальцами ребенка — взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо ежедневно 2-3 минуты.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Приведем простыми и наиболее эффективные приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина или теста (при этом участвуют все пальцы и требуется достаточное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) — малыши делают это с удовольствием и по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения).Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узелков, шнуровка, завинчивание и развинчивание крышечек к пластмассовым бутылкам.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

Например, всем известная потешка «сорока-ворона». Интересно, но мало кто знает, что эта всеми любимая потешка не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

Ты дров не рубил,

воды не носил.

Игра имела продолжение. Взрослый говорил:

Знай наперед:

Здесь водичка холодненька.

(и поглаживал руку ребенка у запястья)

Здесь тепленька

(поглаживал у локтя)

Здесь горяченька.

(поглаживал у плеча)

А здесь — кипяток, кипяток!

(щекотал ребенка под мышкой).

Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки, она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.

Почему же выпал самый самый телесно ориентированный кусок игры? Давайте вспомним, что еще недавно советовали педагоги и медики: «Не берите малыша на руки без необходимости», «пусть ребенок всегда спит в своей кроватке, рядом с мамой — вредно», «не тискайте ребенка, не нянчите». Телесно ориентированный подход — даже по отношению к младенцу – был чужд советской педагогике, однозначно считался вредным. И «случайное» забывание концовки игры на самом деле закономерен. Результат — второе, если не третье поколение мам, не умеющих (и не желающих) ласкать и нянчить своего ребенка.

Но стоит обратить внимание на то, с каким восторгом младенцы воспринимают старинную концовку этой игры! Все пока еще восполнимо. Только важно помнить о том, что малышей можно и нужно тормошить, нянькать, тетешкать, щекотать, подбрасывать, поглаживать — как нам это говорит народная традиция.

Пальчиковые игры необходимы и детям старшего возраста, которые имеют нарушения чтения и письма. Специалисты отмечают, что для детей с дисграфией и дислексией рекомендуется максимальное использование игровых методов обучения. Связано это тем, что у таких детей поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.

Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая — другое). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Был проведен ряд исследований на эту тему, первоначально, небольшой набор игр был включен в практику работы с детьми, у которых развитие тонкой моторики отставало от нормы. Дети посещали выпускные группы обычного детского сада. За два три месяца необременительных занятий (3 раза в неделю по 20 минут) происходили явные положительные сдвиги, что особенно отражалось на речи и рисунках детей. Контрольная и экспериментальная группы, не имевшие различий до начала занятий, через два месяца достоверно различались между собой по четырем из десяти тестовых показателей. даже за самое короткое время дети экспериментальной группы активно «набрали баллы» по критериям школьной готовности.


Из материалов книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить» и М.С.Рузиной «Пальчиковый игротренинг»