Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета теперь осуществляется не всей ладонью, а пальцами. На 6м месяце движения схватывания становятся все более точными, уверенными. На 7м- появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т.д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слогов.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

У правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области – сенсорная речевая зона. Оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височных зонах. Движение пальцев левой руки вызывало такую же активизацию в правом полушарии.

Л.А.Панищенко в доме ребенка наблюдались дети первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (производимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры головного мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца — и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке!

Описанные данные электрофизических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.