Почему дети по способу общения так близки к животным и у них так медленно — на протяжении нескольких лет формируется речь?

И.П.Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде. Это действительно так, как и то, что это орган познания окружающей среды — то есть мира.

Почему дети по способу общения так близки к животным и у них так медленно — на протяжении нескольких лет формируется речь?

И.П.Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде. Это действительно так, как и то, что это орган познания окружающей среды — то есть мира.

Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 350-400 граммов, но уже к году он утраивается, а к шестилетнему возрасту близок к весу мозга взрослого человека.

Кора головного мозга человека насчитывает 17 миллиардов нервных клеток. Ко времени рождения ребенка их размножение заканчивается, и далее, на протяжении всей жизни человека, как принято считать, не прибавляется.

В речевых областях мозга развитие (разделение коры на слои и созревание нервных клеток) завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет. Таким образом, возможность развития речи и отвлеченного мышления у человека определяется высоким развитием у него мозга. Медленность же, формирования речевой функции ребенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием мозга.

Всякая задержка в ходе развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или неправомерно расширенные понятия и пр.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Уже известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время не создаются благоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же впервые три года речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Что же нужно делать, чтобы речь малыша развивалась правильно и вовремя? Об этом читайте в следующей статье «Помогаем ребенку учиться говорить», которая, как и эта, написана на основе материалов, изложенных в книге доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования М.М.Кольцовой.

Речь-это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Мозг, по сути, является основным органом речи — в нем происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды к речевым мышцам.

Наряду с прочими, одним из необходимых условий для полноценного развития мозга ребенка является снабжение его кислородом, вот почему так важно для будущей мамы, для младенца и малыша много гулять на свежем воздухе!

Развитость интеллекта обусловлена не количеством клеток головного мозга, а количеством связей между ними. Эти связи возникают и закрепляются, когда человек решает различные задачи, все более сложные и обязательно самостоятельно. Эту возможность мы и должны предоставлять детям, если хотим, чтобы они были интеллектуально развиты и хорошо ориентировались в окружающей среде. Причем тренировать этот навык нужно осторожно, поскольку основным стимулом к решению задачи является собственная, а не навязанная извне заинтересованность. Это значит не ограничивать познавательную активность ребенка, не торопиться предоставлять готовые решения и не поощрять пустой набор информации.

В статье использованы материалы из книги М.М.Кольцовой и М.С.Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг»