Подростковый возраст тесно ассоциирован со словом “проблема”.  Мне, как подростковому психологу, больше нравится определение “трудный возраст”, поскольку трудность этого периода обусловлена самим естественным процессом психологического, физиологического и духовного развития человека. Мы же не называем период беременности проблемой, т.к. в этом случае очевидна естественность и некоторая неизбежная болезненность процесса. То же самое можно сказать и о проблеме подросткового возраста – это трудность естественного происхождения и почти во всех случаях можно смягчить и предотвратить остроту его протекания, но для этого родители должны иметь ясное представление об особенностях психологии подростков.
Кризис следует понимать как неизбежный поворотный пункт, некий критический момент, после которого развитие повернет в ту или иную сторону, иначе говоря, кризисы в процессе развития человека неизбежны и их результатом должно являться качественное изменение человека.

Подросток переживает кризис потому, что достигает возраста, в котором человек в нашем обществе начинает по-новому осознавать свою автономность и самостоятельность. Если мы посмотрим на картину развития ребенка со стороны, то увидим, что до 11-12 летнего возраста он научается очень многому, но, весьма вероятно, он усваивал это от вас. Даже ребенок, который всячески этому сопротивляется, скорее всего, научится многому, просто подражая вам как родителю: научится ходить, а не ползать, говорить, пользоваться столовыми приборами во время еды, ходить одетым, посещать школу и т.д.

После того, как все это окажется усвоенным, для ребенка приходит время узнать еще кое-что не менее важное, еще полнее осознать, что он или она- человек, личность, существующая отдельно от вас или кого-либо еще, человек, распоряжающийся своей собственной жизнью.

При нормальном развитии ребенок должен убедиться, что он или она не чья-то копия или собственность, и что побуждения его действий исходят не извне, а изнутри. Другими словами, для ребенка этого возраста оказывается крайне важным развивать свою собственную идентичность. Для достижения такой цели подросток должен принимать решения, которые отличались бы от ваших, просто для того, чтобы понять: он может порождать собственные идеи. В своей основе это вполне нормальное и положительное явление, означающее, что ваш ребенок взрослеет, а отнюдь не то, что он или она ненавидят вас или становятся хуже. Именно из-за непонимания этого момента многими родителями, подростковый возраст воспринимается как проблемный.

Впоследствии, когда ребенок уже самоутвердится и начнет ощущать себя отдельным и самостоятельным человеком, он вернется к спокойному, ровному и уважительному тону отношений, если конечно, они были приняты в вашей семье изначально, и поэтому были усвоены ребенком как образец. Но все это станет возможным только потому, что он сам захочет этого, реализуя таким образом, уже повзрослев свое собственное намерение. «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее напиться», так гласит мудрая народная пословица.

Важно понять— каким бы сильным не был протест подростка, как бы он не обесценивал родительские приказы или наставления, как бы внешне шокирующее себя не вел — мнение родителей о нем крайне важно для  подростка всегда, даже если он демонстрирует обратное. Потому что родители всегда будут значимыми фигурами в его жизни. Это легко проверить на собственном опыте. Даже находясь с родителями в состоянии конфликта (а точнее сказать, особенно в конфликте) и будучи уже взрослыми людьми, дети мысленно соотносят свои успехи и провалы с мнением и отношением родителей. Поэтому, если вы хотите ослабить течение конфликта или пойти навстречу своему ребенку, признайте его право на самостоятельность и помогите ему его обрести. Эффективнее всего приобретение самостоятельности реализуется через ответственность.

Думаю, прививкой от крайностей, нежелательных и попросту опасных ситуаций может быть воспитанное в подростке ранее чувство самоценности во всех ролях, присущих человеку- половой, социальной,  общественной Естественно, что признания своей компетенции или хотя бы заявления на ее признание, подросток ищет прежде всего у своих родителей. И печально, если он заведомо знает, что этого не стоит ожидать, -он пройдет мимо, дальше и остановится возле тех, кто искренне или с целью манипуляции признает его. И это однозначно, поскольку таков закон развития, и стать полноценной личностью можно пройдя все эти этапы.

В результате всех этих поисков у подростка фиксируется некая константа – вывод о себе, например: «я довольно неплох», «я гениален, и могу добиться многого», « я уродина», « я неудачник» и т.д.. И пусть эти выводы не всегда объективно соответствуют действительности, это уже результат, и он уже зафиксирован. Бывает, что самоидентификации так и не происходит, и это, конечно слабость личности, чаще это результат инфантильности, ошибок воспитания и отсутствия поддержки взрослых в нужный момент.

Таким образом, задача подростка в этом периоде узнать себя, осознать себя как личность, то есть пройти собственную самоидентификацию, и самое главное, на мой взгляд, что в целом придаст ценность жизни и даст силы выдерживать испытания и развиваться, – это определение для себя смысла своей жизни. Это период начала формирования мировоззренческих взглядов. Как видите,-  задачи не простые, как первая, так и вторая. И от решения их во многом зависит дальнейшая судьба человека. Я бы не хотела рассматривать варианты, когда родителям удается внушить ребенку определенный смысл, который не совпадает с характером личности, ее естественными склонностями и возможными талантами, а продиктованы лишь определенными конъюнктурными соображениями, либо вообще, личными предпочтениями родителей. Выбор за детей, в смысле жестко вместо них, всегда плохой выбор.

Автор: Гюзель Ферцер     Рекомендую прочесть в этом же разделе статью “Практические рекомендации по общению с подростком. Особенности психологии подростков”