Какие изменения происходят с ребенком в возрасте 7 лет? Одно из основных психических новообразований этого возраста, – осознание собственного Я, формирование самооценки и самолюбия. К семи годам ребенок уже начинает осознавать свои чувства и эмоции, дифференцирует внутреннее и внешнее, в результате чего впервые возникает смысловое переживание. Ранее это было для него невозможно. Теперь ребенок способен на некоторый смысловой анализ, в результате чего для него становятся возможны противоречия переживаний и выбор собственных переживаний.
Ярко демонстрирует новое, более осознанное восприятие то, что бросается в глаза внимательному наблюдателю,- потеря ребенком так называемой «малышовой» наивности. Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутренне. Утеря непосредственности означает привнесение в его поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственно поступком. Это очень серьезное изменение в психологии ребенка.

Следующее изменение, которое во многом подготавливается средой — родителями, воспитателями и всеми окружающими, которые сознательно или стихийно перестраивают свое отношение к будущему школьнику, как бы транслируя ребенку новые требования со стороны общества. Основной смысл этого нового отношения: «Ты уже большой! Тебе скоро в школу!». Это настраивает ребенка на новую социальную позицию и на принятие определенной ответственности, в связи с этим. Именно готовность к принятию ответственности и осознанное желание учиться и определяет реальную готовность ребенка к школе.

Интересно, что как правило, к 7 годам существование в детском саду теряет для ребенка прежний смысл, перестает удовлетворять его. Он пытается найти в своей жизни новое содержание-перестраиваются формы его общения со сверстниками, меняется отношение к занятиям, причем все это часто выражается в нарушении дисциплинарных требований — ребенок становится «трудным». Для детей, «переросших» дошкольные формы развития естественный переход к следующей стадии психического развития логически связан с поступлением в школу.

Нужно отметить, что для благоприятного развития личности ребенка в дошкольном возрасте необходима достаточно широкая представленность сюжетно-ролевой игры. В противном случае неудовлетворенный игровой мотив, переносясь в неадекватную ему сферу учебы, препятствует формированию полноценных мотивов учения. Проще говоря, к моменту поступления в школу, ребенок должен достаточно наиграться.

Автор: Гюзель Ферцер