Консультация детского психолога . Вопрос : Добрый день, Хочу изложить суть проблемы и надеюсь получить совет по поводу ее решения.
Проблема:У меня есть сын 11 лет. второй ребенок в семье. С детства он рос “маменькиным сыночком” и лет до 5 боялся вообще других мужчин кроме меня и двух родных дедушек. с детства был “плаксой” очень застенчивым и неразговорчивым. После занятий с логопедом (индивидуальных в 5 лет) положение чуть улучшилось, но пойдя в школу с 6 лет , они проявились еще глубже. Он мог “пустить слезу” перед учителем , если у него что то не получается в ответе, если просто не получается ответить или не знает ответа , тоже плачет. Вообще очень плаксивый и до 10 лет был (и наверное остается) очень привязанный к матери. Как мне кажется , очень застенчив, нерешителен и боязлив , если дело касается новых отношений, новых явлений и т.д. Хотя с друзьями , а такие у него есть бывает очень раскрепощен. Меня настораживает тот факт , что мой сын не выдерживает критики и простой вопрос (на который он не знает ответа) может его ввести в плаксивое состояние до сих пор.
Хочу отметить , что в детстве мы родители его никак не наказывали, ругали достаточно мало или можно сказать вообще не ругали, семейные отношения между мной и женой в порядке и можно сказать показательные.
К вам вопрос : с чем может быть связано такое поведения сына ? (если нужно готов подробнее описать поведение или положение дел) можно ли это исправить? как придать сыну “мужской стержень”, умение постоять за себя , самоуверенность и мужественности в поступках и исключить боязнь и т.д.
Заранее вам благодарен, надеюсь на ответ.
Ответ детского психолога: Добрый вечер. Как вы понимаете, не видя ребенка можно дать только довольно общие советы.
Его характер -это не аномалия, -такая у него базовая основа личности, чувствительность, осторожность и ранимость. Очень востребованные качества в социально ориентированных профессиях. Вы правы, что не пытаетесь его переделать, но укреплять характер и закалять необходимо. но делать это нужно деликатно, последовательно и понямая что делать и для чего. С одной стороны – воспитывать своим примером и сугубо мужскими делами – давать возможность делать самостоятельный выбор в различных ситуациях и спокойно принимать результат этого выбора – способствовать воспитанию ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Очень полезны походы на природу с папой, дедушкой или братьями. есть спортивные лагеря и прочее. если решитесь -могу дать хороший, проверенный контакт – специалист водит ребят разного возраста ( с 6-7 лет) в горы на легкие пешие восхождения. Все серьезно и безопасно, мальчишки в восторге, дает им это очень многое за довольно короткий срок.
далее -хорошо закалять тело, т.к.это напрямую влияет и на закалку духа. можете подумать по поводу спортивной секции -но в этом случае важно правильно выбрать тренера, чтоб был не жесткий.
11 лет -самое время давать мальчику серьезные мировоззренческие понятия -формировать образ мира и здоровых жизненных законов. это при условии, если вы сами с этим разобрались и имеете что дать сыну. Поскольку здоровая,сформированная и стремящаяся к развитию духовная основа сама будет управлять характером “сверху”, и тогда он будет формироваться правильно.
неуверенность и страх – суть выражения недоверия миру, его непонимание и уверенность в случайности и хаотичности всего окружающего. Одними уговорами не бояться мальчика не успокоить, нужно ему объяснять как этот мир устроен, и желательно в позитивном ключе, тогда страх уйдет. и давать возможность убедиться в наличии собственных сил. А для этого нужны подходящие ситуации, которые можно даже искусственно моделировать для него, но проходить их он должен реально. дети такого склада, если с ними правильно заниматься, помогать им и понимать, успешно проходят эту стадию тотальной неуверенности в себе, а ранний опыт преодоления себя только придает им крепости, но их надо деликатно и мудро направлять, помогать увидеть без приуменьшения свои маленькие успехи и победы, демонстрировать доверие и поддержку, но не бежать впереди их.
Есть специальные приемы занятия с такими детьми, работа специалиста так же может дать хороший результат, но очень важна помощь родителей.
Как и всем советую почитать Ю.Б.Гиппенрейтер “Общаться с ребенком.Как?”
С уважением, ГюзельФерцер