Кризис 3-х лет, пожалуй, самый яркий и сложный из детских кризисов. Я бы провела некоторую аналогию кризиса 3х лет и подросткового кризиса, как в симптомах, так и сути протекающих в это время перестроек.

Каковы же симптомы? Уверяю, вы их не пропустите. Да и возраст 3-х лет называется условно.

Наступать эти процессы могут у разных детей по-разному, от 2-х до 4-х лет. Первым и наиболее ярким симптомом является негативизм, который отличается от обыкновенной настойчивости тем, что ребенок не хочет чего-либо делать только потому, что это предложил взрослый. Л.С. Выгодский пишет: «Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает Социальное отношение, отношение к другому человеку.

Негативизм …раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем просят». Вторым моментом является отношение ребенка к своему аффекту, т.е. к своим сильным эмоциям, желаниям, упорствую в отказе что-либо выполнять, ребенок при этом может поступать даже наперекор собственным желаниям.

Следующим симптомом является упрямство. В чем разница, возникает вопрос. А в том, что для негативизма характерна «социальная тенденция», т.е. ребенок делает что-то, наоборот, по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, а при упрямстве характерна «тенденция по отношению к самому себе. Т.е ребенок будет отказываться что-то делать или наоборот, настойчиво добиваться потому, что он уже это потребовал, т.е. даже если ему предлагают что-то привлекательное и желаемое, то он не может согласиться или отказаться от требования. «Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением».

Все эти новые реакции сопровождаются возросшей самостоятельностью и активностью малышей. Они буквально во всем стремятся ее проявлять. И во многих случаях этим нужно пользоваться, поддерживая полезные инициативы. Например, стремление самостоятельно одеваться, помогать убираться, поливать цветы. Пусть еще неумело, конечно убраться ребенок может в этом возрасте лишь условно, но поощрять нужно обязательно! При этом предлагать свою помощь надо ненавязчиво, показывать медленно и по действиям, как правильно.

Важно сказать также о так называемом втором уровне симптомов, которые являются последствием вышеперечисленных. В результате перестройки социальных отношений ребенка, «всего, что наиболее для него дорого и ценно, что затрагивает его самые глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внутренних и внешних конфликтов, …и мы имеем дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невропатических детей именно в кризисе 3х лет мы нередко видим появления невротических реакций, например ночное недержание мочи… Ночные страхи, иногда резкие затруднения речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые гипобулические припадки, т.е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела, не являются припадками в прямом смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами), а представляют крайне заостренные черты негативизма, упрямства, обесценения, протеста..», так описывает симптомы кризиса 3х лет Л.С.Выгодский.

То есть у всех детей данный кризис будет протекать с большей или меньшей силой, а у детей, склонных к невротическим реакциям возможно острее. Обращаю ваше внимание, родители, что нужно помнить, что такое «ужасное» поведение детей не есть их, если можно так сказать, сознательный выбор, а есть следствие определенных закономерностей развития. Вот именно так, а не по-другому ребенок перестраивает свои социальные отношения, осознает и реализует свою самостоятельность, учится регулировать свои желания и реакции. Относиться к этому нужно как к болезням роста. С понимание и терпением.

Не надо пытаться переупрямить ребенка, у вас и не получится, а если даже и получится, вряд ли от этого будет польза. Ищите новые формы взаимодействия, общения. Будьте доброжелательны внутренне, даже когда бываете строги. В этом возрасте ребенок еще достаточно наивен, его легко можно «переключить» на что-то другое, поменять знак собственной эмоции в ответ на его обычный протест.

Малыши же очень любознательны и любопытны. Спасти положение зачастую может ваша фантазия, находчивость и терпение. Нельзя забывать о том, что малыш сам страдает от своего поведения, его «несет» этой волной, он не способен еще анализировать свое состояние и не умеет остановиться, (да и не каждый взрослый способен самостоятельно разобраться в мотивах своих неконтролируемых реакций), ему нужно помогать в этом.

Старайтесь не провоцировать его лишний раз, уберите подальше все, что ребенок,часто просит, но не получает -например, красивую и хрупкую бабушкину статуэтку, планируйте сборы из дома с запасом времени, заранее готовьте еду, чтобы придя с прогулки быстро покормить и уложить, обходите те места, в которых малыш гарантированно закатит истерику (магазины игрушек, высокие, красивые и опока опасные для него “лазилки”) и прочее. Научитесь переключать его внимание, тем более, что в этом возрасте при определенном навыке это очень просто. Важно не давать себе раздражаться и помнить, что этот навык, как и любой другой тренируется от самого зачаточного состояния до истинного мастерства. Как? От банального: “Ой, смотри какая бабочка, цветочек, машина, палочка, муравьишка, облачко, похожее на лошадку и пр., до сочинения (или заготовленных заранее) историй и сказок, желательно с бесконечным продолжением и участием самого ребенка в качестве одного из героев.

В этот период я заготавливала для своего ребенка (точнее для себя) некоторые вспомогательные средства на «крайний случай». Это могут быть лакомства, игрушки, книжки, мультики, которые особенно ценны для него, то есть смысл в том, чтобы вызвать в нем новую реакцию интереса и позитива. А по моим наблюдениям негативные реакции начинают нарастать тогда, когда ребенок дольше, чем обычно предоставлен себе. Например, родители заняты, им не до ребенка, не вывели вовремя погулять, его энергия «застаивается», растет недовольство и часто это порождает следом негативную, протестную реакцию, уже на что угодно. То есть, часто вниманием и участием можно предотвратить конфликты. Ребенок сильно страдает от недостатка внимания, но, как не парадоксально, и от гиперопеки он страдает так же, так как не имеет возможности развивать самостоятельные реакции и целеполагание,  а значит не получает удовлетворения от самостоятельного познания, что вызывает в ребенке в дальнейшем либо апатию и безинициативность, либо постоянный протест и негативизм, как защитную реакцию.

Желаю вам найти ключик к своему ребенку, и поверьте, и кризисы пройдут мягче, и ваши отношения будут радостнее, и ребенок не будет фиксироваться на истерических реакциях и упрямстве, что негативно влияет на формирование характера и стереотипов реагирования.
Автор: Гюзель Ферцер