Психологическая подготовка ребенка к школе должна начинаться заранее. Конечно, важно проверить его эмоциональную, мотивационную, и если требуется техническую готовность к школе с привлечением специалиста. Но мы поговорим о том необходимом, что могут сделать родители самостоятельно.

Всем известно, что для начальных классов следует особенно тщательно выбирать не саму школу, а собственно учителя. Поскольку основной контакт ребенка будет именно с первым учителем, и опосредовано через него ребенок будет воспринимать новые обязательства и знания, то именно с его фигурой ученик и будет ассоциировать саму школу и непосредственно учебный процесс.

Именно первый учитель закладывает отношение к учению как процессу познания, помогает сформировать мотивацию к учебе или, увы, наоборот, – может погубить ту начальную, естественную мотивацию ребенка, которая уже должна быть сформирована к 6-7 годам.

Ну, вот школа и учитель выбраны, остается только психологически настроиться самим родителям и помочь настроиться ребенку.
Как? Это относится в первую очередь к мамам, не бояться самим. И это непросто. Так как даже у взрослого человека срабатывает глубоко сидящий, казалось, напрочь забытый, давний страх перед школой, который вдруг проявляется, когда собственное чадо идет в школу. Причем могут возникать и другие подсознательные реакции, являющиеся отражение давнего отношения к школе или школьных проблем.

Важно отследить негативные реакции у себя и постараться переиграть их, осмысленно изменить собственное отношение к школе, чтобы не передать его ребенку нечаянно. Ведь ребенок во многом ориентируется на нашу реакцию на события.

Вспомните, как будучи малышом он вдруг падает — и дальнейшая его реакция уже зависит от реакции родителей, – если мама испуганно кричит и со страхом в глазах и паникой в жестах бежит поднимать малыша -он тоже заходится истерическим плачем. А если мама умеет держать себя в руках, и не смотря на беспокойство, старается не проявлять своего страха, а спокойно и ласково успокаивает ребенка — и у него будет совсем другая реакция.

Так же и с любыми значимыми для ребенка событиями, – он ориентируется на состояние и отношение родителей для построения собственного отношения.

Ребенка настраивают на получение знаний. И начинаться этот процесс должен заранее, лет с 4х. Но и непосредственно перед школой будет полезно рассказывать ребенку, как знания украшаю жизнь, делают ее более интересной, яркой, открывают большие возможности в жизни и придают уверенности. Конечно, желательно на примерах и как можно образнее.

Дети очень любят, когда родители рассказывают им о своем детстве, как они проходили те же знаковые непростые моменты, какие встречали трудности и как их преодолевали. Вспомните, и расскажите (а если нет, то придумайте или позаимствуйте) детям историю начала своей учебы в школе. Это придаст малышу уверенность, что и он сможет преодолеть трудности, создаст чувство преемственности и общности с семьей.

Так же можно прибегнуть к такому техническую приему, придающему уверенность в трудной ситуации, который основан на эффекте плацебо и внушении - создайте вместе с ребенком талисман удачи и силы, напитав его своими положительными мыслями и чувствами, который будет призван помогать малышу в минуты трудностей. Сделать его можно из камушка, кристалла, брелочек- да чего угодно, главное, чтобы он был небольшого размера, чтобы незаметно поместиться в кармашке. Это будет такой вспомогательный маячок, кусочек всемогущей родительской силы, который всегда будет с ребенком в кармашке. Только оговорите заранее, что постепенно сила талисманчика перейдет к малышу, и он ему уже не будет так нужен.

Конечно, желательно первое время после начала учебы иметь возможность находиться рядом с ребенком — встречать его из школы, выслушивать впечатления, вместе анализировать и находить выход из затруднительных ситуаций. Желаю вам и вашим детям удачи в новом учебном году!

Автор: Гюзель Ферцр