Комплекс занятий с детьми от 3 лет, направленный на пробуждение и закрепление позитивных Образов.

Человек мыслит не словами, а образами, которые стоят за словами.  И качество образов, заложенных в его сознании, будет решающе влиять на все жизненные процессы человека. Именно поэтому так важно, чтобы в сознании ребенка была заложена система позитивных, ориентирующих на духовно-нравственные ценности образов. Любые образы, взращенные сознанием, являются впоследствии абсолютно организующей жизнь силой. Фактически, – то, во что человек верит, это он и воплощает в своей жизни.

Психика ребенка управляется совокупностью различных факторов, и в первую очередь системами образов сознания, либо отсутствие какой-либо системы, то есть т.н. “осколочным” сознанием.

«В период 3 лет, с первых самостоятельных осознанных шагов в Жизнь, необходимо направить малыша по пути благоприятного развития. Нужно сформировать механизмы правильного отражения окружающей среды, создать систему эталонов. Важным фактором коррекции и гармонизации развития личности является настройка человека на совершенные образы. Оптимальные условия развития ребенка, взрослого создаются, когда у него вписан идеальный Первообраз, к которому, как корабль на маяк, будет стремиться человек» 1

Мы предлагаем для гармоничного и здорового развития ребенка работу с настройкой сознания ребенка именно на систему таких идеальных образов. Такая настойка позволит заложить здоровую, гармоничную систему ориентиров для сознания и психики ребенка, а также прекрасную основу для творческого развития ребенка.

В тоже время, заложенные и усвоенные гармоничные образы создадут необходимый противовес и даже, в лучшем случае — иммунитет к засилью негативных, отрицательных образов, окружающих ребенка со всех сторон в настоящее время (в мультфильмах, игрушках, Интернете, рекламе, фильмах и книгах) и имеющих на сознание и психику ребенка прямое постоянное воздействие.

Предлагаем комплексное влияние на основные чувственные сферы ребенка – зрительную, слуховую, кинестетическую и на воображение. Каждый образ демонстрируется с помощью визуальной картинки, специально подобранной музыки, устного описания взрослого, стишка и несложных действий ребенка.

Тогда запоминание произойдет быстрее и глубже. Эффективно давать детям эти образы в виде маленьких медитативных сказок. Психика ребенка будет реагировать на различные воздействия музыки, картинки, а упражнения позволят мышечной памяти лучше “запомнить” образы.

При занятиях с детьми по данной программе, очень важен выбор интонации, уровень собственного настроя взрослого на данный образ. Важно донести до каждого ребенка смысл и образ того или иного образа.

Вот некоторые из возможных упражнений, которые можно проводить с детьми. Сложность объяснения и упражнений нужно варьировать в зависимости от возраста ребенка. Важно помнить, что для закрепления образа необходимо поработать с ним не менее 3 раз, проигрывая с детьми это упражнение в разных вариантах: визуальном, двигательном и музыкальном.

1. Образ «Путника и Пути»  задает понятие о Жизни, как о Пути, закладывает образ наполненности жизни смыслом при ровном, сознательном и позитивном характере движения по Жизни. С ориентиром на новизну и  перемены, с активным и позитивным запасом жизненных сил.

Детям предлагается представить себя идущими в светлой, красивой одежде  (одежда показывает мотивы, которые движут Человеком по пути) по ровной дороге, идущей на подъем. Идет путник навстречу восходящему солнцу. Детям предлагается расслабиться и почувствовать, как солнце мягко греет их и наполняет энергией, как оно заботится о них. И  пусть их Путь будет легким и радостным. Особенно важно, чтобы понятие Пути заложилось в сознании мальчиков, поскольку основной характеристикой мужчины является волевое, сознательное движение в жизни, наличие дела – как пути.

Упражнение:

Под стишок детям предлагается встать и пошагать по воображаемой дорожке, при этом постараться добиться появления у них позитивного, радостного состояния, наполненности позитивной энергией. Шагаем УЛЫБАЯСЬ.

«Я иду, иду, иду, прямо к Солнцу,- по лучу

Солнце мне укажет путь, ровный и прямой,

Сколько сил в моих ногах! Сколько радости в глазах!

Я иду, иду, иду, по дороге к Све-ту!»

-Рисуем дорогу и путника с детьми 5-7 лет, а с малышами можно проигрывать этот образ на игрушках.

2. Образ «Река и парусник» -это модель ровно текущего временного процесса. Река символизирует время, направление — гармоничность ощущения времени человеком, совпадение с ходом времени без отставания и выпадений из него. Парусник — символ судьбы, а паруса — перемен. Природные условия вокруг зрительной «картинки» – внутренние и внешние условия судьбы.

Детей нужно настраивать на образ Человека в светлой одежде, управляющего парусником с поднятыми парусами, который движется по течению ровно текущей, полноводной реки.

Широка ре-ка, золотые берега,

Я кораблик поведу, весело и смело

Помогает мне река, -быстро и умело

Надувает паруса — ветер радостно!

Упражнения: После того, как детям показали картинку с парусником, немного обсудили ее, им предлагается самим повести свой кораблик: покрутить штурвал, подуть в паруса, подставить лицо ветерку.

- рисуем с детьми парусник или конструируем из бумажных заготовок.

3. Образ Чаши, как способности к творческой деятельности. Ребятам показывается Чаша из стекла или хрусталя, и предлагается в воображении наполнить ее либо светом, либо медом, детям 4-7 лет рассказывается история о том, как в древние времена и сейчас, победителям преподносили чашу, кубок, что это символ победы, творчества, высшей награды, и соответственно, радости.

Упражнения:

- физические: из положения стоя ребята поднимают руки так, чтобы сформировать руками стенки чаши, представляя ее сотканной из лучиков света и наполненной чистой жидкостью.

-творческие: лепим или рисуем Чашу вместе с детьми, снова рассказывая им об этом образе.

4. Образ 4-лепесткового тюльпана символизирует гармонию стихий в человеке и способность к мыслительной деятельности. Детям полезно показать фотографии лотоса, т.к. Лотос очень полезен для любования — медитация на лотос налаживает жидкостные среды в организме. Детям рассказывается, что далеко на Востоке были и есть такие мудрецы, которые тренировали себя так, чтобы не испытывать злости, обиды и грусти. И им это удавалось, и добро внутри их побеждало и делало их мудрыми, спокойными и светлыми, а помогал им в этом цветок лотоса, на который они любовались подолгу.

Упражнения:

-по примеру педагога дети делают форму лотоса из полураскрытых, соединенных ладошек.

- рисуем Лотос вместе с детьми, так же делаем его из бумаги -  склеиваем из заготовленных заранее лепестков.

5. «Ванька- встанька» – результатом настройки на этот образ является настройка чувственных, эмоциональных и мыслительных форм личности, результатом чего у взрослого человека является переоценка жизненных обстоятельств. А детям объясняется значение этого образа, как образа игрушки, которая в любых обстоятельствах остается устойчивой. Пример- знакомая всем детям неваляшка.

Упражнения:

-играем в неваляшку: ребенок садится, прижав ножки к животу и крепко обхватив их руками. Затем пробует раскачиваться вперед-назад, и, завалившись назад, на спину,  старается вернуться в исходное положение, что можно сделать, только хорошенько раскачавшись. Следующий шаг, объясняется, что ванька-встанька из всех положений всегда поднимается, детям предлагается завалиться на бок и подняться, что возможно, если снова перенести центр тяжести на спину, и, раскачиваясь постараться сесть. Тем, у кого плохо, получается, помогает педагог или предлагается детям помочь друг другу. После выполнения этого упражнения, детям объясняется, что вот так и в жизни, нужно стараться всегда подняться, что бы ни случилось, потому что это ВОЗМОЖНО!

6. «Дерево»- это образ настройки на Жизнь. Этот образ помогает настроить нормальное функционирование нейронной сети мозга, внести в жизнь настройку на рост, многомерность самопроявления. В высшем проявлении -на Со-творчество.

Детям предлагается представить Дерево, свободно растущее с плодами, цветами и листьями в осенне-летний период.

Можно показать детям фотографии цветущих деревьев и деревьев с плодами и листьями,  а так же фотографии крупных деревьев, таких, как секвойи, например.  Рассказать, как дерево растет, какая мощная у деревьев бывает корневая система и богатая крона. Объяснить, что дерево- это живой организм, который все чувствует, которому бывает больно, если его ломать, и который отзывается хорошим ростом, если за ним ухаживать.

Зеленеют все опушки.

зеленеет пруд

над зеленой крышей дома

спит зеленый дуб

Упражнения:

* из положения сидя на корточках мы медленно поднимаемся, поднимая вверх руки с раскрытыми ладонями — дерево растет.

Рисуем или лепим цветущее дерево, повторяя рассказ или дополняя его деталями.

7. «Радуга». В библейской традиции — это символ завета Человека с Богом. Радуга возникает разложением белого цвета на цвета. Задача человека — собрать все цвета в белый световой поток.

Радуга — радужный, играющий поток. Можно продемонстрировать эффект радуги путем направления светового потока на преломленные стеклянные поверхности.

Показываем детям фотографии радуги, пусть представят, как они в нее входят.

Упражнения:

-играем как в ручеек: дети встают друг к другу лицом, поднимают руки, соединяем их, изображая дугу. Можно, чтобы каждая пара детей взяла ленточки соответствующего цвета, тогда можно составить полную радугу.

- рисуем радугу, лепим из пластилина

8. «Родник»- этот образ проявляет качество связи со своим духом. В христианстве – символ спасения. Детям можно объяснить, что родник – похож на наше сердце, он пульсирует, и очень важно, чтобы он был наполнен чисто, прозрачной водой, как и важно, чтобы наше сердце было чистым от злых, темных чувств и впечатлений.

Показываем детям фотографии родника, объясняем природу этого явления живой природе. Рассказываем, что из родника течет ручеек, питая живительной водой все на своем  пути – травку, цветы, деревья, насекомых, животных и людей. Спрашиваем –кто из детей видел родник, пусть расскажет другим.

Упражнения:

-из положения, сидя с вытянутыми вверх сложенными ручками встаем, как бы «пробиваясь» из под земли наружу, а потом дети выстраиваются в ручеек и бегают цепочкой, стараясь «напоить» всех вокруг.

-    рисуем родник и ручеек.

Составила Гюзель Ферцер на основании статьи о системе образов проф. Свиченской О.Н.

1* проф., д.пс.н. Свиченская О.Н.