Вопрос:

У меня вот какая ситуация. Я – мама двух девочек-двойняшек, им в апреле будет 4 года. Они абсолютно разные по характеру, но обе одинаково подвижны и активны. Стеснения нет ни в чем – ни с близкими людьми, ни с посторонними, разговорчивы, очень общительны, речь очень чистая, внятная, грамотная, все удивляются, что они так хорошо разговаривают и так “Умничают”. Но: одна девочка сильно агрессивна, а вторая все пропускает мимо ушей (я знаю, что она слышит, но просто не хочет отвечать или выполнять просьбу).

Они Овны. Саша – агрессивная, лидер, должна быть первая во всем. Что бы ни взяла Аня -игрушку, одежду, что-угодно, Саша тут же отбирает. Из-за этого постоянные драки, ссоры, крики. Но очень часто могут играться очень мирно и дружно, не могут друг без дружки, никогда не были раздельно друг без друга. А сейчас еще и драться стали, могут наподдать друг-другу, толкнуть, вобщем проявляют агрессию.

Я последовательна – если сказала нет, то знают, что так и будет. Но могут и поиспытывать меня нытьем и плачем. Если не слушаются. ставим в угол и говорим, постой и подумай как себя нужно вести.

Как правило, они постоят минут 5, затем подходят и просят прощения, мы обговариваем, в чем они были не правы. Но все повторяется день изо дня.

Ходим в сад. Воспитатели говорят, что девочки очень развиты, послушны (ну, убирают игрушки за собой, если им говорят и тд),но очень подвижны, а у Саши очень часто бывают вспышки агрессии. Еще воспитательница сказала, что такое впечатление, что в Саше живут две личности – один день она – золотой ребенок, а на следующий – просто на стенку лезь от ее поведения (может и воспитательнице наподдать).

Потом, когда ее забираю, сама выходит и говорит со слезами, что она сегодня себя плохо вела и у нее был безнадежный день, но завтра обещает такого не повторять ( выполняет). В сад ходим месяц, но три недели болели (сопливила Аня, а Сашу не водили, чтоб не заражались по кругу).

Саша не любит, когда ее обнимают, вырывается из рук, Аня наоборот. Они быстро перевозбуждаются, например, когда устают вместо того, чтоб спокойно сесть и отдохнуть начинают еще больше беситься, как следствие – еще больше усталось и капризы, психи. Каждую ночь обе приходят спать к родителям (тоесть к нам). Многие говорят, что они избалованы, но я смотрю на других мам – я даже половины того, что они позволяют, не позволяю своим дочкам. В мерах разумного (доставать вещи родителей с полок, перерывать шкафы, бегать по квартитре (их ведь двое, они так заводятся, что начинают толкаться и были случаи сильных падений).

Очень любят рисовать, могут час сидеть и разукрашивать или рисовать сами. Бусики нанизывать любя, Саша умеет складывать паззлы мелкие на 120-160 кусочков(еще с 3-х лет). Тоесть усидчивость есть, когда им интересно, а когда нет – никакие просьбы посидеть или спокойно постоять не помогают. Все говорят – это ведь дети, они не могу ходить по струнке, а я знаю много деток, которые стоят возле мамы, пока она разговаривает с подружкой на улице. Мои же в это время носятся вокруг, толкаются, хохочут, бесятся. Я уже думаю, что это может оттого, что их двое?

По одному – спокойные, не бесятся (не с кем), в доме тишина и покой (не с кем ссориться и драться из-за игрушек). И еще – они придумывают странные сказки, которые начинаются одинаково – жил маленький (мышонок, собачка, котик и тд), он гулял в лесу и заблудился, ………шел по обрыву и упал в него(а может даже УМЕР), наступил на стекло и поранил лапку, потом его лечили…….его забрало страшное чудище……Откуда это? Что их тревожит? И еще – может у них – СГДВ? Хотя в больнице они тише воды, ниже травы….боятся и сидят смирно возле меня.

А я читала, что если ребенок хотя бы где-то ведет себя спокойно, то синдрома гиперактивности и дефицита внимания у него нет. П

ОЖАЛУЙСТА, СКАЖИТЕ, КАК ПРАВИЛЬНО РАЗНИМАТЬ ИХ ВО ВРЕМЯ ССОРЫ, КАК НАКАЗЫВАТЬ, КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ СИМПТОМЫ СГДВ? и вообще – девочка ОВЕН -Саша – это приговор или все еще можно изменить? БОЛЬШОЕ СПАСИБО.

Ответ детского психолога
Итак. Вас беспокоит агрессивность Саши и диагноз СГДВ, я правильно поняла?

отвечу по-возможости кратко.

СГДВ это синдром, при котором очень слаба произвольная регуляция собственного поведения. То есть ребенка “ведет” то, что привлекает его внимание в данный момент, и внимание его тоже постоянно скачет, поэтому ему трудно логически завершить действие. То есть он как-бы постоянно начинает к.л. действие и бросает его. При этом делает это моторно, то есть некий мотор внутри заставляет его все время проявлять активность, но она как-бы “бесполезная”. Действительно, если ваши дети МОГУТ вести себя и спокойно, быть сосредоточенными в течении длительного времени, к ним этот диагноз не относится.

Повышенная активность у близнецов встречается довольно часто. По-моему- это нормально.

У меня к вам вопрос – это была естественная беременность?

Сложно конечно заочно говорить, но, по-видимому, у Саши (я так поняла, что это больше относится к ней) так же небольшие проблемы с произвольной саморегуляцией, “владению собой” как раньше говорили. Нужно учить ее контролировать свои эмоции и чувства, не подавлять, а учиться изменять их знак и останавливаться.
Странные конечно сказки они сочиняют, тут так просто не разберешься. но если посмотреть со стороны, то помимо того что они немного мрачноваты, для них характерно (если вы правильно передали их смысл) что они наполнены действиями и все происходит по воле (часто неприятного) случая. Возможно стоит поискать и почитать им сказки, причем обращая внимание детей особенно на это, где видна положительная мотивация героев, где они проявляют волю и
терпение, в общем показать наличие причинно-следственных связей в жизни.

Прекрасно, что они любят рисовать. Это занятие имеет само по-себе
терапевтический эффект. Можно их поводить в художественную студию, желательно с мягким, добрым преподавателем, который бы во время занятий рисованием еще и “говорил” с детками. Ну и сами разговаривайте, конечно. Еще хорошо позаниматься с глиной, удивительный материал. ребенок может “выдать” при
работе с ним причину своих проблем.
Интересно, а в более раннем возрасте (2-3 года), агрессии было меньше?
Дела в том, что в этом возрасте это часто встречается и признается в общем нормальным явлением.
Развитая речь признак развитого мышления, девочки уже способны понять очень многое,- пользуйтесь этим.

По-поводу Саши-овна не могу ничего сказать, это не в рамках традиционной психологии. Убеждена только, что девочки очень сильно связаны с матерью, и во многом будут в дальнейшем копировать ее. На бессознательном уровне вплоть до повторения судьбы. Поэтому нужно стараться невзирая ни на какие опасения и поводы нести мир и любовь. быть внутренне настроенной на это, и рано или поздно пример сработает. Надеюсь, вы правильно меня поняли, я не в коем случае не хотела сказать что вы ведете себя как-то не так. Как раз наоборот.
Судя по описанию процесса воспитания, я вас поддерживаю.

Всего доброго и удачи, Ферцер Гюзель.

Вопрос Юлии

Спасибо за ответ, очень приятно, что вы ответили на все интересующие меня  вопросы.  Отвечаю на ваши:
- беременность была первая и самостоятельная, причем в роду не было двойняшек ни у меня, ни у мужа;
- Анюта родилась второй и была небольшая гипоксия, но на 5-й день нас
выписали, детки были абсолютно здоровы;
- Сашуля свой характер проявляла еще с месячного возраста – чуть что не по ней – сразу громкий крик, пока не сделаешь то, что ей нужно;
- Я до 2-х лет их не шлепала по попе вообще, а потом иногда бывало(не
выдерживала, потом часто плакала из-за этого сама…хоть шлепала и
легонько)…Поэтому я думаю, что они начали драться….ведь пример они с
меня взяли – если мама может, то и мы можем перенимать модель такого
поведения….Но в саду на занятиях сидят, рисуют, лепят, делают аппликации….

Еще вопрос – буквально пару месяцев назад Анюта начала разукрашивать все разными цветами… До этого все персонажи были черными!!! Я спросила почему, тебе нравится этот цвет? – Аня ответила, что да, ей так нравится. Тогда я сказала, что так мрачновато, что черным можно разукрашивать но только грозовую тучку, глазки, землю и т.д. Уже месяца три у дочки прекрасно подобраны цвета и прекрасно разукрашенные картины. Лепить они очень любят из пластилина – змейки, самолетики, гнездышко с мамой, папой и двумя малышами-птенчиками. Пробовала рисунок семьи(наверное они немного маловаты
для этого еще, но рисуют Себя рядышком с мамой, а папу справа крайнего, но выше всех. Прорисовывают пальчики тщательно ( я просто им показывала долго как рисовать ручки, теперь повторяют за мной). Но у всех сильно длинные ноги и нет шейки(а иногда и туловища, ножки растут из шейки). Я читала, что это нормально для такого возраста. Любят зеленый, розовый, желтый цвета.
Еще дело вот в чем – они с 3-х недель были со мной и с няней. Я была всегда дома, но и няня тоже. Сейчас я работаю, они ходят в сад, забирает их няня, сильно скучают. Когда болеют, тоже дома с няней. Я вот переживаю, а вдруг у них не сложится представление о семье, как мама-папа-Аня-Саня…..И еще – каждую ночь, где-то в 2-3 они приходят к нам в спальню. Иногда, когда получается, мы их перекладываем, а иногда, что чаще, они спят с нами. Как Вы к этому относитесь?

Любят разрисовывать поделки из гипса – барельефы. Доделывают все до конца.
Саша очень пазлы любит, может час сидеть, пока не закончит Из
120-140 кусочков.

Правда, сейчас это чуть прошло, а раньше ну просто взахлеб
- каждый день по два-три новых пазла и пару старых (пока не сложит,  не успокоится)))).

В сад нравится ходить, хоть и там бывают плохо себя ведут, но воспитатель говорит, Что это дети и я к ним сильно придираюсь, что мол всем она делает замечания. И они знают все – как можно, а как нельзя себя вести, сами говорят, но ведут себя по-другому((((((…..Испробование на прочность???

Такие запреты, как плита, шкафы мамы и папы, балконы, ножи и тд они понимали еще с полугода и ни разу не нарушили запреты.
В магазина раз на раз, если хотят вкусняшку (ну, которую нельзя или она есть дома) – говорю, что нет денег больше, хватит только на молочко и хлеб, то они спокойно относятся – купим в следующий раз. Но иногда, когда они уставшие, сонные или перевозбужденные, могут поплакать сильно, капризничать, нервничать.

Скажите пожалуйста, нормально то, что они сильно перевозбуждаются от людных мест – магазинов, театров, гостей и т.д.? Тогда их просто в кучу не соберешь…. ну соберешь, только все равно ругаются или капризничают. И вместо того, Чтоб уснуть или посидеть начинают еще больше беситься, а потом и психовать от усталости.

Воспитатели, няня и знакомые говорят, Что у них логическое мышление
очень-очень сильно развито, не по годам… рассуждают правильно… все
понимают, но вести хорошо себя не хотят. Вот приведу пример под конец
письма, а Вы, пожалуйста, скажите – правильно ли мы поступили или нет?

На выходных мы поехали в кино на мультик – первый раз, им понравилось
сидели, смотрели, час сорок. Где-то в середине сеанса начали бегать по рядам – спустились на первый, посидели, потом на второй, потом я их позвала, сказала, что так нельзя… Они вроде сели. Досмотрели, все нормально.
Затем мы поехали на аттракционы в парк – они сели на паровозик и начали вставать, когда он поехал и толкаться – опасно!!! Говорили раз двадцать, чтоб они сели – не слушались… садились, вставали и т.д. Тогда, когда паровозик остановился, мы их вывели и сказали, Что вынуждены ехать домой, так как они не слушаются, что они наказаны. Были слезы – Аня плакала и просила прощения, а Саша АБСОЛЮТНО СПОКОЙНО СКАЗАЛА ВОТ ЧТО – мама, папа, смотрите, я не плачу. знаю, что виновата, не слушалась, потому и не плачу. В следующий раз такого не повторится. И мы уехали домой. Жестоко? Скажите?!! И еще – мне 26 лет, мужу 27….Я их сильно люблю и хочу, чтоб они выросли нормальными девочками без комплексов и страхов, послушненькими. Как воспитать и при этом не обидеть личность ребенка???
Никогда между ними разницы не делали, приучаем не ябедничать(что происходит с походами в сад), любить друг-дружку. И они убивают жучков – ползет жучек – они раз, и ногой! Я ругала, объясняла, Что у жучка есть мама и папа или детки, они будут плакать, ему больно… он живой… вроде сейчас не трогают, но так и подмывает их наступить ножкой, а потом смотреть, что получилось…но наверное жалко и я убедила)))

И когда они по одной – не такие уж и подвижные и непослушные и главное в доме тишина – не с кем ругаться… Начинают скучать, проситься к сестренке.
Огромное спасибо Вам за Ваш труд и за Ваши ответы.
Юлия.