Родителям важно помнить, что воспитание мальчика и воспитание девочки очень отличаются.

Но эти отличия становятся значимыми только с трех-четырех лет. До этого возраста основные “законы” будут одинаковы. О воспитании написано и сказано множество слов, и этому вопросу на протяжении всей истории человечества уделялось огромное значение. На нашем сайте в рубрике “Что почитать о Детях” собраны рекомендации многих замечательных книг на эту тему. Очень советую познакомиться с ними.

А если кратко изложить основные принципы воспитания, то на мой взгляд они будут следующими:

Один из основополагающих периодов, ярко влияющий на развитие психики и характера ребенка в будущем – это первый год жизни. В этот период самое главное – понимать и удовлетворять важнейшую потребность ребенка с первых дней жизни, а значит с момента зачатия – потребность быть безусловно любимым, в каждую минуту. Если в первый год жизни ребенок получил безоговорочное удовлетворение всех своих потребностей – то этим в нем воспитывается уверенность в том, что он любим, имеет право хотеть, = то есть жить.

И такой ребенок, как не парадоксально, становится не избалованным, а наоборот, более спокойно сепарируется (отделяется) от родителя, он бывает свободен от страхов, в силу того, что у него не было и нет дефицита уверенности в себе,  в маминой любви и принятии его Миром.

Об этом доступно и убедительно пишет Жан Ледлофф “Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности” или “Почему дети индейцев никогда не плачут?”. Это называется естественным воспитанием, естественным родительством. Если база безоговорочной любви заложена правильно, ручной период (до года) был по-настоящему “ручным” – то ребенок сам легко”отрывается” от мамы, заряженный уверенностью, не знающий пустых запретов и страхов, он с непреодолимой силой стремится реализовать заложенную природой программу развиваться и познавать окружающий мир.

С этого момента важно набраться терпения и предоставить ребенку максимальную возможность для движения, исследования мира предметов и явлений, максимально обогатить его среду.

Не надо путать воспитание с помощью неясного для ребенка “нельзя!”, с Воспитанием собственным примером, собственной культурой, непосредственностью, любознательностью, терпимостью, мудростью и активностью. Хотите, чтобы ваш ребенок читал – читайте много и интересно ему и читайте сами на его глазах. Телевизор перебивает этот процесс.

Хотите, чтобы ребенок был активным и имел пытливый ум – больше гуляйте и играйте ВМЕСТЕ и весело, придумывайте игры, истории, наблюдайте за окружающим миром и учите его наблюдать. А это можно делать только на природе. Показывайте ему взаимосвязи между явлениями, причинно-следственные связи. Но не говорите все время только сами – все больше и больше давайте ребенку слово, предоставляйте возможность рассуждать и делать собственные выводы, пусть и часто парадоксальные. Не указывайте и не критикуйте. Учитесь следовать за его нитью рассуждений, его видением мира..Так вы воспитаете в малыше наблюдательность, умение выражать свои мысли и независимость суждений.

Хотите воспитать в ребенке любовь и понимание настоящего искусства – с самого раннего детства показывайте ему картины мастеров и пусть в доме звучит красивая музыка -так вы зададите для ребенка культурную норму. И даже если в подростковом возрасте он увлечется хип-хопом и рэпом, позже он вернется к глубинно запавшей в душу красоте, так как эстетическим воспитанием вы сформируете в ребенке ПОТРЕБНОСТЬ в обращении к настоящему искусству.

Важнейший принцип воспитания эстетического восприятия -не принуждать, а предлагать и окружать средой.

По моим наблюдениям, важнейшими качествами, которые следует воспитать в ребенке, и которые в свою очередь придадут ему в дальнейшем прочность и успешность, являются доброта, мужество, активность, уверенность в себе и осмысленность. Самое трудное -это воспитать осмысленность. Для того, чтобы сообщить детям смысл существования, взрослый должен сам его понимать или быть близким к этому пониманию, так сказать на Пути.

А если нет? Тогда при условии наличия любви, воспитанной в ребенке доброты, мужества и активности можно надеяться, что такой ребенок пойдет дальше родителей и опираясь на воспитанные в нем “вечные двигатели” сам освоит вопросы смысла Жизни. Это тот иммунитет, который оградит вашего ребенка в будущем от депрессии, несвободы любить, дружить и работать, от страха совершить ошибку и “не смочь”.

Вот примеры некоторых конкретных вопросов о воспитании, которые многочисленно приходят ко мне:

Как правильно реагировать маме, когда один ребенок бьет другого?

Кусаются и щиплются дети, как правило, в раннем возрасте. И направлены эти действия бывают, как правило не только на братика (сестренку), но и на взрослых. Реагировать надо, как и при всех проявления агрессии в раннем возрасте: спокойно-доброжелательно ВНУТРИ и спокойно-строго «СНАРУЖИ», если так можно выразиться.

Главным воспитательным моментом должно быть здесь, на мой взгляд, именно уравновешенное состояние родителя. Почему это так важно? Потому, что включая собственный эмоциональный аспект при наказании ребенка, взрослый не может подобрать нужные правильные слова, может неадекватно превысить силу наказания над проступком ребенка, может не заметить нюансов ситуации, а так же, дать ребенку повод, а фактически спровоцировать его на повторение действия, как способа привлечения внимания. Подробнее..

Как тюфяк…

Сыну 9 лет. В школе учится по некоторым предметам не плохо, тянет руку, лишь бы что-то ответить и не важно правильно или нет.Учительница говорит что у него рассеянное внимание, его спросишь -ответ по математике гадает или говорит не в ту тему.
Дома похож на рассеянного профессора спорит, забывает некоторые вещи положить в портфель,медлителен, бывает агрессивен ,если его подгонять, гулять не любит, в основном сидит дома,играет в компьютер или смотрит телевизор.Со знакомыми детьми играет охотно,не любит новых детей то есть не общается с ними. По описаниям похоже \,что у него гиподинамический синдром.
Память на стихи хорошая. Прочтет два-три раза может повторить.
Что делать? как бороться с этим? Кричит что он нормальный и хочет очень стать умным и получать только пятерки.Мне очень жаль,бывает срываюсь ,что он как тюфяк(телосложение из за малой подвижности плотное)

Ответ детского психолога: Здравствуйте! Нельзя ни в коем случае раздражаться на медлительного на ребенка. Представьте, что требования к вашей обычной скорости возрастут в разы, и вас будут при этом подгонять постоянно. Как вы себя будете чувствовать? Такого мальчика нужно мягко и грамотно поддерживать. Поощрять его мотивацию к учебе, успешности. Моя практика показывает, что учителя часто ошибаются, особенно в отношении подобных детей. К примеру, он может знать ответ, но волнуясь и ощущая то, что его торопит если не учитель, то обстоятельства, будет запинаться, впадать в ступор и пр. Прекрасно еще, что он не падает духом и продолжает тянуть руку. Подробнее…