Консультация подросткового психолога. Вопрос: Я в отчаянии, ощущение тупиковой ситуации, реву в укромном уголке !Огромные проблемы с ребенком, а ей всего 9 лет. Знаю, что виновата сама – не правильно воспитывала (хотя много-много, практически постоянно разговаривала с ребенком, объясняла что хорошо, что плохо, выслушивала про садик, про школу, про подружек, советовала если ребенок спрашивал как поступить в том или ином случае), не умела говорить строгое “нет”, много уступала. Думала что таким образом разовью умение отстаивать свою точку зрения, спросить, договориться. Но сейчас вижу – все не верно. Не заметила как ребенок стал очень ловко мной манипулировать, причем по настоящему. Видимо так бы дальше и продолжалось (это мое спокойствие, и уверенность что в основном все делаю правильно), если бы в последний месяц не начались бурные (очень громкие) длительные (до 2-х часов) истерики в ответ на мое “нет”. Дело дошло до ремня, скандалы с увещеваниями, уговорами, требованиями (с моей стороны) и угрозами уйти из дома (с ее стороны: выходит из квартиры, и стоит, дальше боится). Если честно, то я – мягкая, мне легче не бороться, но здравый смысл подсказывает – если уступлю, то позже будет еще хуже.Не знаю что делать дальше, как себя вести, как стать авторитетом для ребенка? Не хочется истерик, конфликтов. От чувства собственной вины – еще тоскливее и безисходнее.Есть понимание что теперь легко не будет вообще, но не хочу идти домой как на каторгу. Как мне дочь к себе повернуть?Что сделать чтобы она меня слушала?

Ответ подросткового психолога: Здравствуйте! Даже не знаю, как наиболее кратко ответить. Очень распространенная ошибка родителей воспитывать так, как они “видят” этот процесс в идеале или по принципу “от обратного” относительно того, как воспитывали их самих или наоборот, именно так, как их самих воспитывали. В чем ошибка? В том, что за неимением опыта родители не всегда видят, что принятые методы не подходят конкретному ребенку. Нужно уметь различать характер, тип темперамента ребенка, видеть акцентуации и яркие особенности, если они имеют место быть. Например, тревожного, неуверенного ребенка важно поддерживать, быть с ним мягким, не передавливать, стараться понимать его слабости и страхи, и не форсировать события. Своенравному, эгоцентричному, авторитарному ребенку обязательно нужно прививать дисциплину, добиваться от него принятия и соблюдения социальных требований, воспитывать в нем внутренний самоконтроль (именно внешней дисциплиной). Невротику нужно и то и другое, но вовремя. И всем важно объяснять не только, что хорошо, а что плохо, но и почему хорошо или плохо. Родитель, на мой взгляд, должен быть готов объяснить ребенку смысл существования и иметь самому базовые мировоззренческие понятия, чтобы убедительно рассказать ребенку об основных человеческих ценностях, тем самым сформировав “верхний” этаж понятий и ценностей, а этот верхний этаж уже поможет сформировать все низлежащие уровни.

Хочу обратиться ко всем родителям: если у вас есть сомнения по поводу метода воспитания ребенка, если избранные вами методы не работают или вы получаете результат, обратный ожидаемому – не ленитесь пересмотреть свои взгляды на воспитание, потрудитесь образоваться и разобраться в этом вопросе, т.к. в подростковом возрасте рычагов влияния на детей остается совсем мало, и родители обнаруживают внезапно, что они уже не контролируют ситуацию.

Поскольку родитель несет ответственность за ребенка, и ребенок хоть и является личностью, – но личностью только лишь в потенциале. А то, как разовьется эта потенциальная личность будет зависеть именно от родителя. Часто мамы играют в “дружбу” со своими детьми, и часто в таких отношениях ребенок незаметно берет инициативу “правления” на себя. Надо не “дружить” с ребенком, а быть ему другом, другом-наставником, другом-покровителем. Это большая разница.

В вашем случае, то, как девочка сопротивляется ваше новой позиции показывает степень “запущенности” ситуации, а также ее веру, что она сможет эту ситуацию переломить обратно, учитывая ваш мягкий характер.

Вам нужно четко определиться с тем – какой у вас ребенок и с методами воспитания, подходящими к вашей конкретной ситуации. А после терпеливо и уверенно действовать.

Я бы вам очень советовала найти возможность и получить консультацию специалиста – это сэкономит ваше время и силы, не даст запутаться и ошибиться. Одной вам будет трудно, но и самостоятельно это возможно, если выбрать правильное направление и набраться терпения.

Это все, что мне позволяет регламент. Полноценный ответ на ваш вопрос занял бы несколько страниц.