Консультация детского психолога. Вопрос:  Здравствуйте! У меня вот какая проблема. Сыну 9 лет, учится в 3 классе. Я одна воспитываю ребенка. Он категорически не хочет учиться, уроки делает из под палки, и то приходится сидеть над душой, иначе напишет как попало, лишь бы отвязаться, не задумываясь, что получит плохую оценку. Вижу, что старается запомнить урок, повторяет по несколько раз одну строчку, но тут же может совсем забыть о чем учил или просто перевернуть весь смысл. Постоянно говорит, как “достала его эта школа”, как он не любит эти уроки и тд. Но главное говорит, что лучше бы умер или хочу умереть. Это очень пугает! Я уже устала на него кричать, пробовала и по хорошему, ну не могу его убедить в обратном. Что мне делать, помогите советом!

Ответ детского психолога: Здравствуйте! Работа по восстановления утраченной мотивации учиться длительная и трудная. Но сделать ее необходимо. Можно, конечно надеяться на то, что с переходом в среднюю школу из начальной,  с появлением новых предметов и учителей, у ребенка может вновь проснуться мотивация. А вдруг нет?

В связи с этим хотелось бы узнать: что вы делали, чтобы исправить ситуацию, кроме, естественно, осуждения и запугивания? Как велась подготовка к школе? Поясню: я наблюдала как готовят к школе детей на подготовительных 2х летних курсах. Ведет их женщина, без улыбки, без игровых элементов, менторским тоном, безрадостно. Начинает готовить детей с 4х (!) лет. К школе подготавливает всех. Спрашивается: какой ценой? Ценой ослабления мотивации познания еще до начала школы. Почему родители этого не видят? Потому что у них самих понятие “учеба” подменено в сознании на “учебная деятельность”. Далее. Когда начался процесс демотивации, каковы были ваши действия? Учитель – вы анализировали методы его работы и его роль в отношении ребенка к учебе, ее отношение к вашему ребенку и его успеваемости? С этим пытались что-то делать?

Важнейшим элементом в обучении и самостоятельной работе является произвольный самоконтроль – проще говоря, волевой аспект. Способность ребенка прилагать волевое усилие для достижения цели и выдерживать заданный уровень нагрузки. Эти качества должны быть уже сформированы к началу школы. Естественно специальным воспитанием. Лучше, конечно, с привлечением папы или другой мужской фигуры, но и мама одна может с этим справиться. Серьезная, ответственная и заинтересованная мама. Если эти качества отсутствуют или неразвиты, не на что опираться, встречаясь с трудностями в учебе. И начинать надо с их развития, в том числе.

Если у ребенка все в порядке в школе, в плане взаимоотношения с классом и учителем, то даже неуспевая по учебе, он не испытывает отвращения к школе. А вот когда не складываются отношения с классом и учителем, то “все плохо и ужасно”. И задача родителя помочь. Увы, моя компетенция не настолько высока, чтобы я могла легко это сделать из окошка компьютера. Найдите на этом сайте часть книги С.Соловейчика “Учение с увлечением”, почитайте, возможно это вам поможет понять ситуацию и воодушевит. В рубрике “Что почитать”. Возможно найдете в ней еще что почитать. Вам есть ради чего стараться. Ребенок должен хотеть жить, а это возможно, когда он имеет позитивный пример рядом, и когда жить интересно.Только не надо кричать на ребенка. В этом возрасте дети реагируют на интонацию больше, чем на саму обращенную к ним речь, и если включается известная истерично-менторская интонация, то восприятие смысла сообщения ВЫКЛЮЧАЕТСЯ для ребенка вовсе. он вас не слышит. Это нормальная человеческая защитная реакция.