Представляем вашему вниманию систему земного (человеческого) воспитания детей , авторами которой являются Борис и Лена Никитины.

Цитата:

Борис и Лена Никитины – просто родители, воспитавшие семерых детей. Их методика не рождалась научно, как теория или система. Они “проживали” и “переживали” каждое свое открытие и делали их, просто стремясь вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными, гармоничными, счастливыми. И лишь постепенно, с изумлением обнаруживая в своих детях удивительные возможности для развития всех сторон личности, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ним, они складывали свои наблюдения в концепцию.Борис Павлович Никитин (1916-1999г.г.) Окончил Военно-воздушную академию им.Жуковского в 1941г. С 1949 года вышел в отставку и начал свою научную и педагогическую деятельность. Его жена Лена Алексеевна, родилась в 1930г. Окончила Московский областной педагогический институт в 1954г. Работала учительницей в школе, а затем библиотекарем и заведующей в Болшевской библиотеке. На протяжении своей совместной жизни они воспитали 7 детей и 17 внуков. С момента рождения первого ребенка (1959г.) ими было предпринято много смелых поступков, в свое время вызвавших много толков.

Семья Никитиных воплощала в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела. Они честно и открыто писали об отношениях в своей семье не скрывая трудностей, делились способами их преодоления. Наследие Никитиных огромно, ознакомившись с их работами, каждый может найти новые идеи и подходы в интеллектуальном и физическом развитии ребенка, в воспитании и социализации детей.

Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Павлович сформулировал так: “Возможности развития способностей, достигнув максимума в “момент” созревания, не остаются неизменными. Если они “не нужны”, то есть если способности не развиваются, не функционируют, то они начинают утрачиваться, деградировать – и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс – НУВЭРС”. НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей – ключевое слово методики Никитиных .

Второе – не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное – увеличивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый самостоятельный выбор – творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открыть дверь, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.

И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом “сделать это самому”. Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не давать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и “корректирует” ребенка только одобрением правильного решения. Со-радование – это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.

Не имея материального достатка, у них была прекрасная дружная семья и СЧАСТЬЕ, много-много обычного человеческого счастья.

Изображение

Никитин – папа, впервые задумался, а что-же это такое происходит в родильнома доме? Почему вся система здравоохранения и охраны детства и ребёнка устроена так, что-бы ребёнок или вообще не развивался , или развивался замедленно и не правильно? Посмотрите на его робкие первые попытки вытащить своих детей из этой мясорубки: Рождение ребенка. После был детский сад, школа, общество. И везде было похожее. Вдумчивый родитель, воспитав нормального живого человечка до школы, и отдав его туда, с удивлением обнаружил что и сама школа начинает воспринимать эту свободную маленькую личность, как инородное тело. Школа не может дать детям то развитие, которое они получат в семье , говорил Борис Никитин , школу он справедливо воспринимал как тормоз, отупляющий ребенка. Считал, что ее надо быстрее проскочить, экономя время для более интересных вещей – это говорил папа который умел смотреть вокруг, думать, анализировать.

Цитата:
“..неприспособленность самой школы для способных детей. Программы, методики и темпы умственной работы в школе не могут быть рассчитаны даже на “средних”, так как тогда слабая половина или четверть класса не будут успевать. Видимо, они ориентируются на “слабых”, чтобы успевали все ученики в классе. А продуктивность “способных” в умственной работе в 5-10 раз превосходит продуктивность “неспособных” (это видно из кривых), они “работают” в 1/5 или 1/10 своих возможностей, и… рост их останавливается. Это очень тревожное явление. Значит, школа тормозит самых лучших, самых многообещающих, лишает их возможности расцветать… целиком статья тут http://lib.ru/KIDS/nikitina.txt

Возможно , он и не во всём был прав, но до главного начинал уже докапываться. Конечно, тогда эти процессы происходили не так быстро , как сейчас, не было интернета, ему приходилось до всего доходить самому. Медленно но неотвратимо он искал истину , и особенно не с кем было посоветоваться. Хорошо, что попались несколько честных и порядочных врачей.
Кем стали дети Никитиных?
Алексей, 1959 г. Окончил физический факультет МГПИ. Живет и работает в Лондоне. Женат, двое детей.
Антон, 1960 г. Окончил химический факультет МГУ. Научный сотрудник. Живет в Москве. Женат, двое детей.
Ольга. Окончила юридический факультет МГУ. Юрист. Живет в Королеве. Замужем, двое детей.
Анна. Окончила Московское медицинское училище N3. Транспортный диспетчер. Живет в Болшево. Замужем, четверо детей.
Юлия. Окончила Московский институт культуры. Журналист. Живет в Ярославле. Замужем, двое детей.
Иван, 1969 г. Окончил Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Директор коммерческого предприятия. Живет в Болшево Женат, трое детей.
Любовь. Окончила Московский библиотечный техникум. Сейчас в декретном отпуске. Замужем, шестеро детей. Живет в Болшево.

В советское время книги Никитиных выходили приличными тиражами, даже сейчас их не трудно найти . Было снято много научно-популярных фильмов , вот некоторые из них:

http://www.youtube.com/watch?v=dlI74jDGVOE         - 1965 год
http://www.youtube.com/watch?v=MS1VlSoySb0       - 1975 год
http://www.youtube.com/watch?v=g5M4rOlCNug       - 1977 год

фильмы про которые они сами пишут в книге:
“Правы ли мы?”,
“Никитины”,
“День в семье Никитиных”
1969, 2 ч. (н-п). О воспитании детей в семье.
«Самый долгий экзамен» (1977 г.), где в одном ряду с педагогами-новаторами Соловейчиком, Никитиными, Волковым и др. 15 минут эфира было уделено вышеуказанному изделию, необычной методике автора по изучению иностранного языка «с пеленок» и нашему семейному опыту «плавать раньше, чем ходить».
поставленный режиссером В. Виноградовым по сценарию С. Соловейчика…Вместе с авторами зрители побывают в семье педагогов Никитиных…

Цитата:
“..Идея “раннего развития” и открывающихся возможностей ребятишек захватила нас
еще и потому, что подобные же успехи (и еще более удивительные) открывались и
в их умственном развитии. Малыши в игре усваивали буквы и цифры, и с
трех-четырех лет начинали читать книги, решать задачки, писать буквы. Так
хотелось сохранить эти интереснейшие факты жизни, что мы разрешили студентам
ВГИКа заснять детей на пленку. Так появился кинофильм “Правы ли мы?”
(режиссер М.Игнатов, ВГИК, 1965 г.). На просмотре дипломных фильмов он удивил
и киноработников, и корреспондентов, и просто зрителей. А когда его фрагменты
показали по телевидению, колесо событий закрутилось, набирая скорость и мало
считаясь и с нами, и с детьми.

Наверняка , были и другие фильмы, их снимали очень много, они сами пишут об этом.

Книги педагогов-новаторов
Б.П и Л.А.Никитины. Книга “Мы и наши дети”
Никитина Л.А. «Отчий дом»
Никитина Л.А. «Я учусь быть мамой »
Никитин Б.П. «Развивающие игры»
Никитина Л.А. . «Мама или детский сад»
Никитины Л.А. и Б.П. «Резервы здоровья наших детей»
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
Никитина Л.А. . «Исповедь»
Никитин Б.П. «Детство без болезней»
купить можно здесь