Консультация детского психолога. Вопрос: Здравствуйте, Гюзель! Не знаю даже с чего начать и как покороче описать то, что нас(меня и родителей) беспокоит. Моему внуку, Саше, 11 -ть лет. Он пошел в 5-й класс. Мы считаем, что к этому возрасту ребенок уже может самостоятельно принимать какие-то решения, но Саша вводит нас своей бездеятельностью в ступор. Он делает только то, на что конкретно ему укажут. Например: садись делать уроки, уберись в комнате и т.д. Инициативы ни в чем нет. С первого сентября, предварительно поговорив с ним, мы перестали давать ему такие команды, дав ему свободу принимать решения.Договоренность была такова, что он сам решает что и когда нужно делать. Сегодня я пришла в шоковое состояние, когда, взяв дневник, увидала там кучу двоек за невыполненное домашнее задание, не подготовленность к урокам(нет учебников, альбомов, тетрадей) хотя в начальной школе портфель собирал он сам. Никакого вразумительного ответа на эту ситуацию он не дал. Да и вообще у него нет никаких интересов – кроме игры машинками, просмотра телевизора или игры в компьютер. Несколько недель не напоминаем ему о чистке зубов и необходимости принять душ и он это перестал делать. Его внешний вид его не беспокоит совершенно, хотя он занимается танцами и естественно танцует с девочкой в паре. По его же словам она ему нравится. В танцах результатов больших нет, хотя говорит , что хочет заниматься и занимать первые места. Дальше слов ничего не идет. Больше его ничем нельзя увлечь, он вроде загорается, но при первых малейших трудностях забывает о своем увлечении. Он почти никогда не говорит о своих желаниях и о том, что ему что-то не нравится. Более того но безропотно выполняет все, что ему говорят. Излишне подвержен влиянию мнения друзей, из боязни что с ним перестанут дружить. Было и деньги из кошелька без спроса брал, потому что друг сказал, и футболку, которая очень нравилась, перестал вообще надевать потому что один из друзей сказал, что ему она не нравится. Писать могу ещё много, но надеюсь, что наше беспокойство Вам будет понятно. Надеюсь Вы сможете нам помочь хотя бы немного понять причины происходящего и способы выхода из сложившейся ситуации. Нам очень хочется помочь Саше научиться предвидеть последствия и принимать правильные решения. И чтобы он научился иметь свое мнение и отстаивать его. Надеемся на Вашу помощь и заранее благодарим.

Ответ детского психолога: Здравствуйте! Несмотря на подробное перечисление “симптомов”, из вашего письма определенную ясность можно вывести только относительно вашего беспокойства и внешних проявлений проблем мальчика. Не зная истории развития ребенка, характера семьи и методов воспитания сделать правильные вывод о причинах проблемы невозможно, а соответственно и помочь, увы. Думаю, это очевидно.  К сожалению, именно такие оговорки приходится давать в последнее время в качестве ответов. Напоминаю, что СЕРЬЕЗНЫЕ вопросы невозможно решить в формате такой вот консультации, и попытка разрешить проблему путем поверхностного онлайн консультирования отражает уровень вашей ответственности за ребенка.

Описанное вами поведение мальчика может быть как результатом ошибок воспитания, так и личностными особенностями ребенка, может быть суммой вышеназванных факторов, либо чем-то третьим…Но если ничего не делать, ситуация будет усугубляться и влиять на нее станет еще труднее.

Рекомендую вам обратиться к специалисту за полноценной помощью, и если у вас есть сомнения и возражения, не поленитесь, напишите их мне пожалуйста, возможно я помогу вам их разрешить.