Сейчас мы с сыном практически не разговариваем. Я оказалась не готова к периоду его взросления

Вопрос подростковому психологу:

Добрый день!Да, действительно тяжело сформулировать проблему одним вопросом. В первую очередь проблема во мне: я не знаю как себя вести. Попробую коротко.
Мне 38 лет, у меня двое детей: сыну 17 лет, дочери 15. 11 лет я воспитываю их одна, причем в один день я осталась без мужа, без жилья и без работы, было несладко.Когда дети были маленькие я всегда знала, что делать, как воспитывать. Как у всех были проблемы, но мы их обсуждали и решали. Сейчас мы с сыном практически не разговариваем. Я оказалась не готова к периоду его взросления, я в один день поняла, что он не только вырос 1м85см, но становится мужчиной.
Началось год назад, когда его чуть не отчислили со второго курса техникума. Оказалось, что он не посещал 50% занятий (а учился до этого хорошо ), у него появилась девочка. У меня был шок. Ситуацию утрясли, ему продлили срок сдачи сессии, сдал. Но с этого момента я его вижу просиживающим возле компьютера, причем только играющим в игры; и разговаривающим по мобильному телефону. Апатия,безинициативность,нецелеустремленность, лень,слабоволие, демон-стративное поведение назло, иногда агрессивность и хамство.Начал курить, хотя в нашем окружении даже ни один мужчина не курит. Окружение  его  не изменилось, друзья прежние, девочка другая.Я обьъясняю, что сегодня его обязанность учиться, это его работа закончить техникум и дальше идти вперед и строить свое будущее. Но все  впустую, как игра в одни ворота. Я кидаюсь в крайности, то спокойно говорю, то ругаюсь. Вобщем у меня нет четкой линии поведения и поэтому нет положительного результата. Сессию еле сдает. Гулять, телефон, компьютер, девочка – вот все сегодняшние интересы.
Маленький пример. Захотел записаться в секцию тайского бокса – 40долларов в месяц ( дополнительно для меня это накладно ).Я как бы в шутку, но всерьез предложила оплачивать занятия при условии выполнения им определенных моих реальных требований (обязанности по дому, учиться, бросить курить и т.д.) Я попыталась его вывести на диалог, мы серьезно обсуждали, он согласился. Но на деле его хватило на две недели и идея провалилась.   Режим работы у меня такой, что я не могу его контролировать в течении дня.  Как  поднять свой авторитет, чтобы он делился со мной как было раньше, чтобы прислушивался, а не делал вид , что слушает, чтобы уберечь от ошибок, о которых будет потом жалеть?
Может я в чем-то заблуждаюсь, чего-то не понимаю. Но ведь хочется для них только хорошего. Тяжело рассказывать без диалога, но буду рада любому совету.

Ответ подросткового психолога:
Здравствуйте. 17 лет-это уже практически взрослый человек, окончание подросткового периода. Лень и безинициативность – это отсутствие мотивации, т.е. человек не принял для себя те цели, которые ему, например навязали или даже если он избрал их сам. Причиной может быть то, что эти цели изначально не лежали в плоскости его интересов, к примеру экономический техникум, в то в время, как мальчик предпочел бы музыкальное училище. Это раз.
Отсутствие ответственности. Как воспитывается ответственность? Ну бывает, врожденный высокий уровень этого качества, но чаще воспитывается в семье, разделением обязанностей, необходимостью и потребностью работать, и практикой принятия решений. Одной из основных характеристик мужчины является воля, которая формируется в процессе практики принятия решений, которые поначалу часто бывают ошибочны, но мудрые родители понимая это не мешают будущему мужчине тренировать это качество, и постепенно учась на ошибках и имея поддержку близких (особенно мамы) мальчик учится принимать верные решения самостоятельно, у него появляется уверенность в себе и взрослость, т.е. ответственность.  Была ли у вашего сына возможность воспитать в себе эти качества? Другими словами – предоставили вы ему такую возможность? Поддерживали его? Выбор секции по айкидо, конечно не в счет, это изъявление желания, а не выбор. Причем полезно было бы дать ему самому возможность заработать эти 40 дол. Это два. Кстати, оплачивать успеваемость -очень пагубная и неэффективная практика.
Если вы уже не разговариваете, значит отношения разладились, т.е. он слышал от вас много правильного, но для себя не актуального, а главное раздражающим его тоном. Подростки, как и все дети, реагируют прежде всего на тон, которым им что-то говорится, а не на смысл сказанного. А подростки особенно, и это обусловлено смыслом подросткового кризиса, -протест, неприятие старых норм, неприятие давления и указаний. Соответственно, слыша назидательный тон, подросток сразу же “выключает” внимание и включает раздражение. В поведении подростков становится очень много раздражающего взрослых -прическа, одежда, привычки. Старайтесь не реагировать на эти “мелочи”, т.к. эти признаки временны, а из-за количества нареканий по-мелочам часто уже не удается сказать им главного, все “замыливается”. Смените тон, поговорите искренне, покажите ему, что хотите понять, а главное принять его таким. Это три.

Усвоил ли (или нашел сам) ваш сын основные ценностные смыслы? Принятие для себя основных человеческих смыслов является для личности главной организующей силой. Обычно человеку это качество присуще, семья и общество, со своей стороны стараются также привить понимание этики и нравственности. В юности собственное стремление должно проявляться как желание познать мир, самого человека, размышление на этими вопросами и поиск информации. Но замечено, что не все подростки имеют эту “волю к смыслу” по определению, и часто если в семье этому аспекту воспитания не придавалось особого значения, то дети вырастают потерянными в этом смысле. т.к. не читают, значит им неоткуда почерпнуть идеалы, не склонны размышлять на эти темы, а значит не развивают нравственную сторону личности.
Другими словами, воспитывая детей, очень важно расширять их сознание, это в дальнейшем будет гарантией того, что они легко примут для себя нравственные и этические смыслы, которые сами автоматически организуют их мировоззрение и основу личности. Это мое убеждение.
Вот на мой взгляд, основные принципы воспитания мальчика. Плюс еще большое количество более тонких моментов.
На моем сайте есть статья о подростковом возрасте, там указана литература. Поищите ее, почитайте, там очень доступно изложены многие тонкости общения с детьми, и чисто технические так же.

С уважением, Гюзель Ферцер www.childrenhelp.ru, тел. 8-917-504-84-98