Консультация подросткового психолога. Вопрос: Добрый день, Гюзель!

Спасибо за возможность задать вопрос. Я – мама 16-летнего молодого человека и , поэтому, мне очень нужен ваш совет по теме: Компьютерные игры (стрелялки и бродилки) и подростки.

Как нужно родителям обращаться с подростком, который еще не окончательно повзрослел, но уже подходит к тому, что считает себя самостоятельным в плане принятия решений. Надо ли ограничивать время, проводимое у компьютера, если точно понятно, что в противном случае ребенок будет сидеть за компьютером в ущерб учебе и многому другому (сон, чтение, физические нагрузки).

Если говорить о конкретном случае, то мой сын – интеллектуально развит, порядочен и не имеет проблем со здоровьем. Я говорю: сначала сделай все по учебе, потом поиграешь. Он слушается. И все нормально: мир и порядок. Если так не сказать, то он примет решение сам и склоняется в пользу компьютера: надеется, что сделает все по учебе после компьютера. При этом, значительно переоценивает свои силы и недооценивает объем заданного. Как результат – неосвоенный материал, долги по сдаче работ, нервы, ор, психоз и прочее.

Вы писали о том, что ребенок должен учиться принимать решения самостоятельно: мой сын это делает в плане своей учебы и учится хорошо, я не вмешиваюсь, но спрашиваю результаты (отметки). Но с компьютером – у него не получается. Увлекается и не в силах отказаться.Спасибо за помощь

Ответ детского психолога: Здравствуйте. Я занималась исследованием темы влияния компьютерных игр на психику детей. Если кратко, то считаю, что в этом явлении есть как плюсы, так и минусы. Играют преимущественно мальчики, так как игры эксплуатируют потребность освоения и “проигрывания” таких чисто мужских качеств, как конкуренция, стремление победить, активность, желание путешествовать, исследовать, защищать, и увы- воевать. В мирной реальности довольно трудно найти возможность для приложения этих качеств, да и современное общество многое из этого списка порицает. А мальчикам хочется самоутвердиться именно в этих качествах, что они и делают посредством компьютерных игр. В них же они имеют возможность отреагировать накопившуюся агрессию, и часто, как обратная сторона медали – ее же и подпитать.

Комп. игры – это уже часть неотъемлимых атрибутов реальности, и это важно понимать. Чтобы избежать зависимости от игр, подростков очень важно занять спортом, искусством, исследовательской деятельностью. Но при этом очень важна фигура тренера, ведущего и обязательно занятие должно быть интересно ребенку. А принимать решения, конечно мальчику учиться необходимо. Но уровень самоконтроля у подростков еще не очень высокий, и решение поиграть не является именно взвешенным решением, а скорее потаканием своей слабости. И эту разницу должен видеть родитель и суметь деликатно дать увидеть ребенку. Мальчишкам важно внушать установку на тренировку воли, как инструмента самоорганизации, управления собой и достижения целей. Хорошо бы на примерах, которых в Русской истории немало. А по моим наблюдениям, именно так вопрос ставится редко, что и является, на мой взгляд, причиной широко распространенного сегодня “дефекта воли” у молодых людей.

А как обращаться родителям взрослеющего молодого человека с ним? Очень деликатно, и стараясь четко (для себя) понимать – какова ваша цель в воспитании? Нотациями в этом возрасте уже трудно воздействовать, – главное личный пример, честность в принципиальных вопросах, уважение интересов ребенка и способность договариваться с ним. Направлять и контролировать подростков еще необходимо, но методы этого контроля  должны измениться вместе с процессом взрослением подростка. Как измениться – читайте, ищите соответствующую психологическую литературу, помогающую лучше понять особенности психики подростков, технику общения и пр.

Подростковый возраст тем и труден, что сопряжен с естественной и необходимой потребностью в сепарации от родителей, в том числе и через бессознательное отрицание их авторитета. Поэтому общение с подростком в этой поре и его поведение строятся на том фундаменте авторитета родителя и уважения к правилам и социальным нормам, которые были построены родителями ДО подросткового периода.

С уважением, Гюзель Ферцер